GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Иду от грозы

Взлет и посадка – лучшее время для молитвы

Неделя выдалась несчастной для гражданской авиации. В ее начале Россия потеряла самолет Ту-154 с почти двумястами человек на борту. В конце – та же судьба постигла пассажирский самолет в американском Кентукки с пятьюдесятью пассажирами. Русский самолет, как сообщается, попал в грозу и был сорван ветром в штопор; американский – взлетал с слишком короткой дорожки, не успев разогнаться до положенной скорости.

Что же из этого следует во-первых, во-вторых и в-третьих?

Во-первых, человек мнит себя царем природы, и совершенно напрасно. "Иду на грозу" красиво звучит только в шестидесятническом кино, а в жизни самолету следует улепетывать от грозы – даже если он увернется от молнии, потоки воздуха в грозовом облаке таковы, что подчас порвут современный лайнер, как соломенный. Чудес не бывает. Когда-то я пролетал над тундрой и, глядя на бескрайние  белые пространства по обе стороны от Енисея без малейших признаков цивилизации, вдруг осознал, что это белое ничто просто терпит человека, и когда вдруг терпение это закончится, оно может легко проглотить всю ту цивилизацию – заводы Норильска, газовые вышки Салехарда, портовые терминалы Дудинки – не заметив, что там что-то было. Собственно, тот же порт Дудинки каждую весну скрывается под двадцатиметровым слоем воды – весенний паводок приходит, не спросясь у человека. Мне трудно поверить в глобальное потепление, не верю я, что человеческая деятельность может попортить (а кому и улучшить) климат. В то, что по мировому океану плавает тьма тьмущая пластиковых обрывков, я верю, а вот в части климата я скорее заподозрю циклические геологические изменения. И это куда страшнее: парниковые эффекты можно сдержать, а поди сдержи геологические процессы! Ладонью не остановить течение реки, и к грозе следует относиться с почтением. У природы припасено куда больше энергии, чем у всего человечества вместе взятого.

Во-вторых, у всякого решения есть своя цена. Нам следует признать, что если правильно расставить экономические стимулы – можно добиться любых результатов. Свои интересы люди ощущают правильно. Пресса предположила, что пилоты "Ту" поперли на грозу, убояся штрафа. Обсуждение трагедии в Интернете указало другую, хотя и подобную причину: в доходах пилота зарплата составляет примерно четверть, а до трех четвертей – премия за сэкономленный керосин. То есть руководство авиалинии хотело заинтересовать пилотов летать эффективно, а в результате невольно поощрило рискованное поведение. Да, допустим, можно и самолеты поновее завести (какие-то конструктивные особенности с рулями высоты Ту-154 тоже сыграли свою роль в трагедии), и топиво не экономить. Только кто за все это заплатит? Авиалинии во всем мире и так уже много лет убыточны – не одного национального перевозчика за последние десятилетия выкупали из банкротства. Та же общественность, которая возмущается сейчас, и не одобрит, если билеты еще вздорожают. Не так давно ностальгировавшие по СССР граждане возмущались, что некая малоимущая семья с больным ребенком не могла позволить себе авиабилет с Урала до Москвы, чтоб попасть на консультацию к светилу медицины. Я неосторожно указал, что вообще-то авиаперелет – дорогое удовольствие, и если кто-то летит бесплатно – это значит, что за него платит кто-то еще. В ответ был обозван людоедом. А что делать? Чудес, как было сказано, не бывает. Законы сохранения суровы – если в одном месте убавится, то в другом должно прибавиться. Вероятно, и полоса в Кентукки была выбрана тоже не просто так – какие-то деловые причины были, да вот техника в них не вписалась.

И в-третьих, хотя похоже на то, что трагические исходы этой недели – это не отказы техники, а ошибочные решения, делать из этого вывод, что разгильдяйство имеет отечественные корни, было б неверно. Это всеобщее явление. Среди груды решений попадаются ошибочные – нам трагедии, а авиаторам статистика. Им бы так перестраховываться с техникой и маршрутом, как они вздумали перестраховываться с безопасностью после того, как в Британии накрыли якобы пакистанских террористов. Но нет, заставлять пассажиров не брать с собой личные вещи и вынимать батареи из ноутбуков проще, чем заставить всегда осторожничать пилотов, техников и диспетчеров. Люди в авиации расслабляются и делают ошибки, как и все прочие люди. Кентуккийский самолет на авось запустили с другой полосы, швейцарский диспетчер на авось пошел попить кофейку, наши авиаторы на земле и борту на авось отправили рейс через грозу, пилот иркутского рейса на авось дал подергать сыну штурвал… Врачи привыкают к смерти, а летчики – к риску. В свое время я, подлетая рейсом United к Франкфурту, оказался в ситуации, когда самолет, уже шедший на посадку, отправили нарезать круги над аэропортом – выжигать топливо. Оказывается, одно из колес то ли застряло, то ли датчики не показали его выход. Я, конечно, был напуган. Но еще больше я был напуган и поражен тем, как судачили об этом стюардессы – "а, у этого борта вечно колесо застревает". Благополучно сев, я принял решение не летать United больше никогда, но учитывая, сколько аэропортов в США обслуживает только этот аналог нашего Аэрофлота – как долго я выдержу принцип? Или, скажем, отказался я летать на Air France после того, как их борт в Торонто сел на брюхо – ну а как в Париж ехать, если что? Чудес все-таки не бывает.

Поэтому могу поделиться с читателями своим способом борьбы с этой напастью. Уже много лет, при взлете и при посадке самолета, я молюсь. Просто читаю молитву, прося Бога не покарать всех пассажиров за мои грехи и не осиротить мою семью. А после посадки – читаю благодарственную молитву за то, что в этот раз долетели благополучно. Причем происходит это у меня вполне естественно: сознания, что мне предстоит взлет или посадка, вполне достаточно, чтоб пробудить во мне совершенно искреннее религиозное чувство – в эти моменты и самолет и люди в нем настолько во власти Господа, что уповать особенно не на что. Самолет на верхних эшелонах может рассчитывать в случае проблем спланировать к безопасности, хоть и не всегда, чему примером судьба Ту-154, а на взлете и посадке запас высоты ничтожен, и никакой свободы маневра у самолета нет. И я молюсь – потому что в этой ситуации больше надеяться, кроме Бога, не на кого.

Пока помогает. Чудес, как известно всем, не бывает, но если о них просить – чудо время от времени будет совершаться. А разве благополучный перелет – не чудо Божие?

28.08.2006
Юрий Аммосов

Версия для печати
Обсудить

Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский


  Архив реплик
 

Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев

07.12.2007   
Национальный лидер не бывает неформалом
Загадка управления преемником
Сергей Шелин

06.12.2007   
Фальсификация фальсификаций
Реальные и мнимые проблемы на выборах в России
Александр Филиппов

05.12.2007   
Чавес в раздумьях
Проиграв референдум, президент не потерял власть
Максим Артемьев

04.12.2007   
Петербургская аномалия
Уроки полунеудачи «ЕР»
Сергей Шелин

30.11.2007   
Суд вместо предвыборной кампании
Зачем арестовали Окруашвили
Дмитрий Нерсесов

28.11.2007   
Во-первых, это красиво…
Аннаполис: вершина переговорной шестидесятилетки
Сергей Шелин

26.11.2007   
Негодные средства
До выборов в Государственную Думу осталась одна неделя
Михаил Бударагин

23.11.2007   
Наведенная оппозиция
Петербургский эскиз Гражданского Собора
Сергей Шелин

22.11.2007   
Узнай президента
Что скрывает детский сайт Владимира Путина
Олег Кашин

21.11.2007   
Король сердится
Испанский монарх осадил Уго Чавеса
Максим Артемьев

19.11.2007   
Точка невозврата
До выборов в Государственную Думу осталось две недели
Михаил Бударагин

16.11.2007   
Буш хвалит доллар
Потому что остальных он начинает пугать
Сергей Шелин

15.11.2007   
Лукавая цифирь
Еще раз по поводу опроса о справедливости
Сергей Ильин

14.11.2007   
Грузия: перезагрузка
Как выходить из политического кризиса
Дмитрий Нерсесов


Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера