Израиль закончил войну, пожалуй, ещё хуже, чем начал её. Настолько позорного поражения вряд ли можно было ожидать.
Лучшая по уровню боевой подготовки и входящая в десятку сильнейших по качеству и количеству В и ВТ армия мира обязана была просто стереть в порошок группировку «Хезболлах», уступавшую ей даже в численности личного состава и не имеющую тяжёлой техники. Как минимум, на несколько лет она должна была быть лишена возможности атаковать Израиль. Нечего уж говорить о том, что Израиль должен был достичь той цели, ради которой начал войну – вернуть своих пленных. Совершенно очевидно, что ЦАХАЛ не добилась ни одной из поставленных целей. Всё, что она смогла сделать за целый месяц – отпихнуть «Хезболлах» на несколько километров от границы, понеся при этом чрезвычайно серьёзные потери. Даже по официальным израильским данным, убито 114 военнослужащих ЦАХАЛ и 44 мирных жителя, подбито не менее 20 танков «Меркава», имевших репутацию самых надёжных в мире с точки зрения защищённости. Надо заметить, что во время активной фазы войны 1982 г. израильские потери были лишь чуть выше, хотя тогда им противостояли ливанские и палестинские боевики, а также мощная сирийская армия, которая, по признанию самих израильтян, в тот раз воевала как никогда хорошо.
Потери «Хезболлах», подтверждённые Израилем, составили всего 180 чел. (сама шиитская группировка признаёт потерю 61 бойца). Интенсивность ракетных обстрелов северных районов Израиля по мере развития конфликта не только не уменьшалась, но даже возрастала, хотя именно прекращение обстрелов постепенно сменило освобождение пленных в качестве главной цели операции. Про пленных как-то уже вообще забыли, похоже, вернуть их можно единственным путём – обменять, чего и добивалась «Хезболлах». Единственное, что евреям удалось замечательно – бессмысленное разрушение Ливана и колоссальное укрепление в этой стране позиций «Хезболлах». Израильская операция лишила Ливан возможности стать единственным в арабском мире светским, многоконфессиональным, демократическим государством.
Нельзя даже сказать, что Израиль проиграл противопартизанскую войну, которая объективно очень сложна. По сути, он втянулся в классическую войну с противником, многократно более слабым, однако не добился в ней успеха. При этом «Хезболлах» не понадобились новомодные штучки типа самоубийц со взрывчаткой, им хватило «нормальных» боевых групп, вооруженных стрелковым оружием, ПТРК и РПГ. Кстати, в войнах 1973 и 1982 гг. большая часть потерь Израиля в танках приходилась на действия таких же мобильных групп пехоты с переносным противотанковым оружием, а отнюдь не на танки и авиацию арабов. Те уроки, однако, впрок не пошли, наоборот, за мирные четверть века ЦАХАЛ явно деградировала. Для неё ближайшим аналогом нынешней ливанской войны можно считать действия Российской армии на начальных этапах обеих чеченских войн. Пожалуй, наши, в конце концов, добивались даже больших успехов, чем израильтяне. Полная аналогия получилась бы в том случае, если бы в 1994 и 1999 гг. Российская армия отступила, даже не добравшись до Грозного. И ещё одну аналогию с нынешним израильским мероприятием можно найти в нашей истории – советско-финскую войну. В ней Советский Союз как бы победил, но добился результатов на порядок меньше ожидаемых (слегка отодвинул границу вместо того, чтобы захватить всю Финляндию), понеся при этом колоссальные потери и показав крайне низкую военную эффективность.
При этом народ Израиля проявил весьма высокую, невиданную в последние годы, степень патриотизма. Никаких сбоев не дала система комплектования ВС Израиля, резервисты исправно прибывали в войска и сразу шли в бой. И нет, вроде бы, свидетельств о том, что заметно упал их уровень боевой подготовки.
Возможно, упал уровень политического и военного руководства. Премьер-министр Ольмерт, чисто случайно занявший этот пост, видимо, решил самоутвердиться. Впервые Израилем руководит человек, никогда не воевавший, вот он и решил показать «крутость». В армейских верхах ситуация, похоже, совсем тяжёлая. Начальник Генштаба Дан Халуц сразу после похищения солдат, которое стало формальной причиной войны, продал принадлежащий ему пакет акций на 27 тыс. долларов, выступив, таким образом, в роли инсайдера. И, заодно, мелкого местечкового еврея, а отнюдь не генерала прославленной ЦАХАЛ.
Похоже, что израильское военное руководство очень увлеклось американскими методами ведения войны, т.е. абсолютизацией роли ВВС. Отсюда бессмысленный погром Ливана, не нанёсший почти никакого ущерба «Хезболлах». Сейчас ведь положено долго и упорно громить инфраструктуру противника с воздуха. Вот и громили, правда противнику эта инфраструктура не требовалась. Ему требовались люди, желающие мстить евреям за варварское уничтожение мирного населения, что израильские пилоты вождям «Хезболлах» и обеспечили. Ливанская война в очередной раз подтвердила, что роль сухопутных войск в современной войне отнюдь не уменьшилась, а внутри самих СВ особую роль продолжает играть «царица полей». Никуда без неё не денешься.
По-видимому, израильтяне недооценили противника. Это, впрочем, неудивительно. До сих пор ни арабы, ни персы не демонстрировали высоких боевых качеств и, тем более, творческого подхода в ведении боевых действий. Тут следует предъявлять претензии разведке, которая, как и армия, явно утратила немалую часть былой квалификации.
Наконец, ливанский провал является естественным следствием капитулянтской политики Израиля, начало которой положили соглашения в Осло. Причём следствие это, разумеется, отнюдь не окончательное, это лишь один из промежуточных итогов. Всё худшее ещё впереди. Пока неясно, прошёл уже Израиль точку невозврата, после которой гибель государства становится неизбежной, или пока нет.
В ближайшее время война вряд ли возобновится. «Хезболлах» победил, Израилю надо не совсем проиграть, поэтому в продолжении войны стороны пока не заинтересованы. Сейчас на юге Ливана начинается забавный процесс размещения «миротворцев» и ливанской армии. Они должны разоружить «Хезболлах». «Хезболлах» в ответ приветствовал приход ливанской армии на юг страны и обещала помочь ей здесь разместиться. Это и неудивительно: ВС Ливана являются одним из источников пополнения арсеналов шиитской группировки. Т.е. она разоружала и будет разоружать ливанскую армию, обратный процесс невозможен в принципе. «Хезболлах» теперь просто станет удобнее, ближе оружие брать.
Не менее смешно с «миротворцами». До сих пор примеры успешных миротворческих операций ООН науке не известны. В Ливане ведь уже сейчас находятся 2 тыс. «миротворцев» - это не очень мало, только результат не заметен. Для успешного миротворчества нужны, во-первых, желание, во-вторых, умение воевать. Это демонстрировали российские миротворцы в начале 90-х, показав единственные примеры успешного прекращения межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве. Они готовы были проливать свою кровь, и эта готовность гарантировала прекращение кровопролития вообще. Представить себе, что такую же готовность покажут сегодня в Ливане плохо обученные бойцы из развивающихся стран и изнеженные европейцы, довольно сложно. Кроме того, недаром, видимо, «миротворческой операцией» так рвётся поруководить Франция. Она решила хоть немного восстановить былую колониальную империю, вернув влияние в Ливане. Учитывая растущее мусульманское население в самой Франции, Париж будет защищать Ливан вообще и «Хезболлах» в частности. Под французской «крышей» шиитская группировка очень быстро не только восстановит силы, но и ещё больше укрепится. Когда у неё снова появится желание повоевать, «миротворцы» разбегутся сами.
Советско-финская война оказала очень серьёзное влияние на дальнейшее развитие событий: немецкое руководство из этой войны сделало вывод, что РККА – колосс на глиняных ногах. И, кстати, не ошиблось – уже к середине осени 41-го от неё не осталось почти ничего, ни людей, ни техники. Правда, в Рейхе не предусмотрели вариант, когда страна продолжает воевать, даже лишившись армии. К этому, кроме психологии народа, у СССР были и другие предпосылки – гигантская территория и очень большое население. У Израиля с двумя последними факторами некоторые проблемы. Ему некуда будет отступать, если исламским странам покажется, что колоссом на глиняных ногах стала ЦАХАЛ. К тому же Израиль уже сам, вполне добровольно, отступил к границам 1967 г. Стратегическая неприемлемость этих границ заставила его начать Шестидневную войну. Сейчас он на такое явно не рискнёт, поскольку героический период истории Израиля явно ушёл в прошлое. При этом геополитическое положение страны таково, что без героизма она выжить не сможет.
Печальное настоящее и будущее Израиля, к сожалению, не может быть проблемой только его граждан. Крах этой страны будет означать невиданную в истории победу радикального ислама, который получит колоссальную психологическую «инъекцию». Первой жертвой этой победы станет умеренный ислам: мусульмане увидят, что эффективна только максимально жёсткая политика. И дальше надо развивать успех теми же методами. Тем более что Европа сопротивляться не будет, она уже сдалась. Останутся США и Россия.