Президент Буш показал себя честным и обязательным партнером по антитеррористической коалиции, приветствовав уничтожение Шамиля Басаева и даже несколько кровожадно, как и полагается простому парню с Дикого Запада, заметив: «Он заслужил такую смерть». Ванесса Редгрейв такого не скажет, конечно. А европейские лидеры и парламентарии все немного Ванесса Редгрейв. То обстоятельство, что комментарий прозвучал за пару дней до начала саммита в Санкт-Петербурге, на котором будет председательствовать Путин, оценивается всеми аналитиками как несомненная победа России. Забыты все колкости, которыми недавно обменивались Кондолиза Райс и Сергей Лавров, все ворчливые комментарии Ричарда Баучера по поводу недостаточности демократии, все слова госдеповских чиновников об имперских амбициях и даже все наполеоновские планы главного архитектора оранжевых революций сенатора Ричарда Лугара.
Забыто даже то, что следовало бы запомнить. Например, тот факт, что незадолго до саммита состоялась историческая встреча двух президентов – Соединенных Штатов Америки Джорджа Буша и Республики Грузия Михаила Саакашвили. Правда, Саакашвили встречался еще и с Путиным, и информационные агентства довольно скудно об этом рассказали. Контрагенты обменялись парой ничего не значащих дипломатических реплик, итог неутешителен: ни по одному вопросу, кроме оценки творчества Зураба Церетели, президентам двух враждующих стран – Грузии и России – не удалось прийти к соглашению. Ну, вроде бы и не страшно, и не важно: ведь Грузия такая маленькая, такая озлобленная и такая беспомощная. Президент Грузии, понятное дело, так не считает: после двух встреч он выступил с многозначительной речью, в которой заявил, что поддержка Америки беспримерно более важна, чем поддержка России. И что Грузия обрела настоящего союзника – единственную в мире сверхдержаву. Это тоже никого не тронуло и не удивило: Саакашвили любит Америку даже без расчета на взаимность и не устает клясться в своей любви, ради нее он готов идти даже на очень большие жертвы, например, на сравнение своей страны с послевоенной Германией, причем озвучить эту метафору не где-нибудь, а в городе-герое Мюнхене. Всю эту цветистую риторику в России совершенно справедливо полагают разговорами в пользу бедных, причем не в иносказательном, а вполне буквальном смысле: бедное и даже нищее грузинское народонаселение, не имеющее никаких перспектив получить в дар от своего президента экономический рост и процветание, должно получить и съесть на завтрак, обед и ужин обещание близкого счастливого и сверхдержавного будущего: God bless America!
Однако все эти замечательные кушанья Михаилу Саакашвили не составило бы никакого труда приготовить, если бы Буш вел себя на встрече с грузинским президентом точь-в-точь как Путин: сказал несколько общих фраз об укреплении и расширении связей, да похвалил монумент памяти погибших 11 сентября, таки впаренный Церетели ни в чем не повинному городу Нью-Джерси. Но Буш не ограничился формальностями. Буш пригласил Грузию в НАТО. Дело решенное, - обрадовался Саакашвили и с отличным трофеем отправился в Тбилиси.
Не так давно важный евросоюзовский чиновник выступил с сенсационной речью, в которой отказал в перспективе войти в ЕС большинству государств «Новой Европы», в числе которых оказались и самые новые – не вполне государства и не вполне Европы – Грузия и Украина. Недоумение украинцев оказалось столь сильным, что они его обиженно озвучили, а Саакашвили победно и таинственно улыбался. Ванесса Редгрейв не умеет мыслить стратегически, носится со своими ценностями, Турцию не хочет пускать, нищих тоже от порога старается отвадить, не того масштаба дамочка, эта ваша старушка Европа. То ли дело стратегический партнер-сверхдержава: есть вещи посильнее, чем «Фауст» Гете, причем куда более способные уязвить имперское русское сознание, чем какое-то там гипотетическое членство в ЕС, которое и вообразить-то невозможно. А вот НАТО, с базами, авиацией, генералами, а главное – бесперебойным финансовым вспомоществованием на содержание всех этих генералов и самолетов – куда проще, куда сладостнее представить. И пиар-эффект совершенно иной: эвона как взбунтовались русскоговорящие в Крыму, подначиваемые Москвой, когда американский линкор причалил к украинскому берегу. В результате отчалил. Можно пощекотать у России в носу, - рассудил Саакашвили.
Самое любопытное, что и Буш, видимо, рассудил точно так же. И, вероятно, именно после украинской истории с линкором. Развертывание стратегических сил – одно, а пиар - другое. Америку в Крыму унизили. И Америка обязана ответить – в том же пиар-пространстве. И отвечает. С Украиной не получилось, ну да ничего – у нас есть послушная Грузия, наш стратегический партнер. Мы позовем ее в НАТО – Грузию, еще недавно укрывавшую в своем Панкисском ущелье чеченских боевиков, уничтожение главаря которых мы от всей души только что горячо поприветствовали.
Бессмысленно пытаться оценить перспективы и сроки вступления Грузии в НАТО. Скорее всего, они исключительно растяжимы, если вообще можно говорить о каком-то реальном вступлении. Гораздо более полезным в практическом плане было бы обещание контракта на импорт в США грузинского вина "Хванчкара" и минеральной воды "Боржоми". Но тут простой парень из Техаса и утонченная Ванесса Редгрейв сливаются в одно неразрывное целое. Обещать сладостное, но иллюзорное – нормальная политическая практика. И относится это не только к переговорам с Саакашвили, но и к переговорам с Путиным. Да и к самому заявлению Буша по поводу уничтожения Шамиля Басаева. Поэтому не стоит обольщаться словами американского президента. И не стоит ждать, что разговоры о неправедной войне в Чечне завершились, равно как и иссякло гостеприимство британской актрисы, приютившей Ахмеда Закаева. «Смерть Басаева ничего не изменит», - заявил он. И в определенном смысле был совершенно прав.