Читатели Глобалруса, несомненно, хорошо помнят, что непосредственным поводом к войне послужило обвинение Саддама в 2002 году в попытке создать собственную бомбу. Ссылаясь на материалы разведки, администрация США заявила, что-де Саддам пытается приобрести в Нигере несколько сотен тонн урана, а также закупился через ООН под видом медицинского оборудования алюминиевыми трубами для изготовления обогатительной центрифуги. После краткой, но ожесточенной пропагандистской кампании в ход пошли бомбы, а затем и танки. Затем Америка прочно увязла в Ираке, а "иракское досье" было разоблачено как фальшивка и дало кучу побегов, таких, как падение рейтингов лучшего международного сторонника Буша Тони Блэра на грань парламентского кризиса и "Пламгейт". "Пламгейт" – дело о разоблачении секретного агента Валери Плам администрацией президента Буша за отказ поддержать "урановую версию", в ходе которого то репортер «Нью-Йорк Таймс» садилась в тюрьму на три месяца за отказ выдать суду источник слива, то выяснялось, что слив организовал ни кто иной, как один из самых доверенных лиц Буша неокон Карл Роув, то – что администрация президента вроде б не собирается не то что наказать Роува, но даже и увольнять. Сейчас началась очередная волна разоблачений, которая сводится к тому, что иракское досье было не просто фальшивкой, но фальшивкой работы самих же неоконов, состряпанной при помощи итальянских спецслужб и при то ли содействии, то ли попустительстве Берлускони.
Что же из этого следует во-первых, во-вторых и в-третьих?
Во-первых, в этот раз может дойти и до импичмента Бушу – а там, глядишь, и не только до импичмента. В 2001 году рейтинги Буша били рекорды всех времен. Сейчас они тоже бьют рекорды, но отрицательные. Рейган работал во многом с той же командой, что и папа Буш и сын Буш, и свой скандал у него тоже был – "Иран-контрас". Но Рейгана сейчас Америка большинством голосов поминает в опросах как лучшего послевоенного президента. Когда-то всем казалось, что Клинтон опозорился со своей Моникой так, что дальше некуда – сейчас же часть Америки считает, что на фоне Буша и Клинтон душка. Те же опрошенные американцы поделились на две команды, одни считают его вторым худшим, а другие вторым лучшим президентом. Но и у тех и у других первый худший – Буш-младший. Америке надоели постоянные сводки из Ирака – сегодня убили, завтра взорвали, послезавтра отрезали головы – и бодренькие рапорты из Белого дома об успешном установлении демократии, хотя каждому ясно, что в Ираке успешно установлена не демократия, а анархия поядрёней сомалийской. Цены на нефть бьют по каждому карману уже который год – в такой автомобильной нации, как Америка, цена галлона бензина – все равно, что у нас цена буханки хлеба, бензин там – предмет повседневного спроса. А тут еще профессор Бернанке льет свою воду на мельницу, пугая замедлением и американской, и мировой экономики из-за роста цен на нефть. Одна была у народа радость – рост цен на недвижимость, и той конец пришел, хоть новое жилье и не укупишь, да только и старое не дорожает, из-за чего ипотечные закладные бьют по карману куда больнее, ведь рефинансировать их больше нечем. О государственном дефиците и подумать страшно. А кто виноват? Понятно кто. И если два года назад администрация смогла отмазаться тем, что ее обманули, то теперь это выглядит так, как оно и есть – что администрация пыталась обмануть народ США, чтоб учинить войну за мировое господство. И чем больше официальный Вашингтон вещает про то, как аятоллы стремятся построить атомную бомбу, тем больше чешутся руки сграбастать Буша за шиворот и вышвырнуть из Белого дома на позорную скамью и у американской общественности, и у оппозиционных сенаторов, и даже у той части республиканцев, которые уже понимают, что действующая администрация ведет республиканскую партию, а может быть, и саму Америку к катастрофе.
Во-вторых, во вранье ничего удивительного нет. Войны сопровождались пропагандой во все времена, и самые циничные агрессоры всегда пытались рядиться в тогу защитников прав человека и свободы во всем мире. Начиная со времен тог. Сенат, помнится, написал в мандате Цезарю на войну с галлами про необходимость уничтожения друидизма, потому что-де друиды практиковали человеческие жертвоприношения. Самим римлянами это не мешало устраивать гладиаторские бои и децимации – те же самые, между прочим, человеческие жертвоприношения и по происхождению, и по назначению, и по обрядности. Московские летописи сохранили обвинения Новгорода перед началом кампании 1471 года, в ходе которой Новгород был аннексирован Москвой, в латинстве, язычестве и намерении избрать на княжение Казимира Польского. Даже если не знать, что Новгород был "волен во князьях" и мог призвать на правление кого угодно (один из лучших правителей за всю историю Новгорода, Довмонт, был вообще крещеным язычником) – латинство и язычество так же мало вяжутся друг с другом, как мало вяжется с православием женитьба тогдашнего монарха Ивана III на католичке Софье Палеолог и любовь его придворных к астрологии и прочим модным в Европе паранаукам. Надо полагать, и в палеолите вождь племени, облюбовав пещеру соседнего племени послабее, призывал соотечественников не щадя живота уничтожить безбожных каннибалов, помахивая при этом берцовой костью своего же шамана, сожранного накануне. Так что чему удивляться? Где война, там и ложь.
И в-третьих, иногда лгать все же не следует. Все проблемы с Ираком связаны не с тем, что неоконы зарвались, а с тем, что они заврались. Куда разумнее было б сказать правду. А правда эта звучала б примерно так же, как и диалог Баттхеда и президента Клинтона в известном мультфильме:
Президент Клинтон: У вас вопрос, мальчики?
Баттхед: Э, ну типа раз вы президент и главнокомандующий армией и все такое, вы можете типа вторгнуться в какую-нибудь страну и запалить ее? И типа летать над страной на вертолете и орать: (говорит с русским акцентом) «Я президент США, самой могучей страны в мире. Вы должны поклониться мне и поцеловать меня в задницу.?»
Бивис: Ага, пусть по улицам течет кровь неверных.
Интересно, почему неоконы не заявили: никого, мол не волнует, есть у Саддама оружие или нет? Он посмел возникать против Америки и будет за это наказан вместе со всей страной: мы его завоюем, его казним, а всю страну нагнем. Зачем? А чтоб всему миру неповадно было борзеть против Америки. Америка супердержава и что хочет, то и делать будет. А не заявили они этого, наверно, не потому, что думали, что избиратели не поймут, а потому, что боялись, что на страусианских сверхчеловеков все же найдется управа. Гаагский трибунал, по поводу которого американская администрация еще в 1990-е настояла, чтоб на американских военнослужащих его юрисдикция не распространялась. Или, допустим, Нюрнберг. Врали потому, что испугались собственных амбиций, а, по сути, – потому что понимали, что они и сами – постмодернистская фальшивка. Истинный сверхчеловек не задумывается, имеет ли он право воевать, и в пропаганде не нуждается – он и так про себя знает, что право имеет. А сомнения в собственном великом "проекте нового американского века" (так называется один из исследовательских центров неоконов) – признак того, что король-то голый.
В очередной раз становится ясно, что не стоит беспокоиться за Америку – демократия там крепка.