GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Декларация прав соборного человека

Русская Церковь выходит в мир

Первое, что сделали иерархи Святейшего Синода, когда грянула Февральская революция – торжественно выбросили из зала своих заседаний царское кресло. Обязанные, казалось бы, до последнего сочувствовать прежней государственной власти и пресловутой «симфонии», деятели Церкви 1917 года с огромным энтузиазмом включились в мирской «общественный процесс». Впереди было много всего замечательного: им предстояло собрать Поместный Собор, восстановить патриаршество, приступить к долгожданным реформам и, как тогда любили говорить, «активно участвовать в жизни нашей обновленной, отныне демократической Родины». Вместо этого, как мы знаем, последовали гонения, наиболее последовательные сторонники независимой и сильной Церкви, вроде Митрополита Антония (Храповицкого), оказались в эмиграции, а в 1940-х условное царское «кресло» (в котором за неимением формального монарха восседал сталинский подручный товарищ Карпов) было, в каком-то смысле, внесено обратно в Синод – и прежняя жизнь возвратилась.

И вот в начале нового столетия, воспользовавшись очередной эпохой «послаблений», Церковь снова выходит в мир. И на этот раз уже не с либеральным пафосом прогрессивных батюшек и профессоров богословия 1917-го, но – в качестве претендента на роль светского, социального учителя, наставника общества. Первый явный шаг в этом направлении сделан: прошедший на этой неделе в Москве Всемирный Русский Собор принял хоть и формально небольшой, стилистически нейтральный, но все-таки очень значительный документ – «Декларацию о правах и достоинствах человека». Митрополит Кирилл в своем выступлении по итогам Собора возможно несколько преувеличенно назвал ее «эпохальным историческим и философским документом» - ничего радикального нового это обращение не содержит, но определенную страницу в церковной жизни все-таки открывает. По сути, приняв «Декларацию», Церковь впервые продемонстрировала всю серьезность своих общественных намерений. Представление самого текста было предварено выступлением Владыки Кирилла, речь которого обозначила смысловой центр послания: альтернативную, христианскую концепцию прав человека и несогласие Церкви с ныне существующей их трактовкой. Запад, по утверждению Митрополита, навязывает миру свое понимание прав человека, зачастую служащее оправданием безнравственности. Истинный же смысл человеческого достоинства основан на религиозных ценностях и традиционной морали, а не на свободе личности любой ценой. «Декларация» говорит о том же самом вполне отчетливо –

«Содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает.. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества… Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности как вера, нравственность, святыни, Отечество… Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию… Опасным видится и «изобретение» таких «прав», которые узаконивают поведение, осуждаемое традиционной моралью и всеми историческими религиями…»

Кроме общего рассуждения о недопустимости абсолютного первенства прав личности над коллективными ценностями, «Декларация» выражает и готовность Церкви к конкретной социальной работе - 

«Мы готовы к сотрудничеству с государством и со всеми благонамеренными силами в деле обеспечения прав человека… особыми областями такого сотрудничества должны стать… защита личности от произвола властей и работодателей, попечение о правах военнослужащих, охрана прав ребенка, забота о людях, находящихся в местах заключения и социальных учреждениях, защита жертв деструктивных сект, недопущение тотального контроля над частной жизнью и убеждениями человека, противодействие вовлечению людей в преступность, коррупцию, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию».

Внушительный, и вправду правозащитный список. Так огорчаться или радоваться следовало бы, наблюдая подобный интерес Церкви к проблеме отношений личности и общества, а равно и к целому перечню извечных социальных бед?  

Прежде всего, стоит заметить, что совершенно ошибочно истолковали намерения Собора рассерженные правозащитники и либеральные журналисты – им, как всегда, показалось, что в лице Митрополита Кирилла на них наступает стародавний призрак тоталитарной византийской государственности и не менее ужасной «русской самобытности», жаждущей лишь одного: покончить с ненавистной западной цивилизацией. В действительности все обстоит прямо противоположным образом: Кирилл – как раз глава наиболее прозападного, «экуменического», как говорят консерваторы, направления в Русской Церкви, а «Декларация» Собора представляет из себя нечто настолько не похожее на пресловутую «византийскую государственность», что куда уж дальше.

Дело в том, что русское Православие, исторически зависимое от власти, всегда было решительно отделено от «общества» - да и общество, как таковое, в русской жизни не то чтобы активно присутствовало. Функция Церкви была двоякой – с одной стороны, один из пристяжных ремней административной машины, и только, но с другой – источник подлинно мистического, благодатного Духа, приобщение к которому в Православии всегда было крайне удалено от тонкостей и конфликтов социальной жизни. На Западе же (и католическом, и протестантском), напротив, веками господствовал, и до сих пор не вполне исчез, клерикализм в миру, совершенно Русской Церкви не свойственный, ибо властные и общественные ее амбиции были, повторяю, весьма ограничены всеми формами княжеского, царского и секретарского самодержавия. И вот теперь Митрополит Кирилл в каком-то смысле именно «идет на Запад», осуществляя трансформацию Церкви из института мистического, лишь формально отдающего кесарю кесарево – в активнейший социальный механизм, призванный, что называется, учить, лечить, шпынять и надзирать. Отсюда и внимание к таким типично католическим и протестантским сюжетам, как охрана нравственности, попечение над тюрьмами-школами-телевизорами и сам принцип «религиозных и нравственных прав человека». Казалось бы, ну как можно в православном контексте говорить о правах человека? Это Папа, очередной Пий или Лев такой-то, мог вести с либералами и социалистами борьбу за общественные движения, это Билли Грэм мог противопоставлять вашим правам – наши права, а вашему фонду – наши фонды. Для Русской же Церкви, какой она всегда была, человек совершенно не сводился к отпущенной ему юридической и общественной «территории», за которой якобы должен пристально следить священник – напротив, это сам прихожанин, оставив абсолютно всю эту пустую и мирскую суету за церковной оградой, должен был войти в храм и быть допущенным к Таинству. А то и вовсе уйти из мира – не случайно для Православия монашеское делание было всегда намного важнее, нежели какие-нибудь споры кардиналов и пасторов вокруг того, являются ли профсоюзы и дискотеки богоугодным делом.

И вообще: давайте не будем забывать, что само понятие «Декларации прав» автоматически заставляет нас вспомнить о Мирабо-Лафайете-Джефферсоне, о секулярном гуманизме, выросшем из Возрождения и получившем полное обоснование с Просвещением. «Права человека» - это только оно, и ничто другое, только защита личности, доминирующая над любым обычаем, любой традицией, и пытаться примирять одно с другим, заменять гуманизм и правозащиту специальным христианским соц-активизмом, устраивать между нами капиталистическое соревнование, кто кого сборет – ну что может быть дальше от Православия, от сакрального авторитета его прямой Апостольской традиции и верности принципу «царствие Мое не от мира сего».    

Но теперь, возможно, все будет иначе. «Начальство ушло», и государство в России отстранилось от социальной жизни, сосредоточившись на нефтегазе - и потому наиболее амбициозные церковные пастыри направляются туда, куда давно уже идет вся страна, а именно «в рынок», символически выражаясь. Иные проповедники, вроде о.Андрея Кураева, и уж тем более рьяные «православные граждане» давно уж начали занимать пустующее место властителей, блюстителей, комментаторов и мирских поводырей. В ходу теперь, и все больше и больше, этакие «церковные десанты» - выступления батюшки на рок-концертах и книги православного толкования на Гарри Поттера, «православное предпринимательство» и «политическое», а то и «атомное православие», «христианский подвиг Сталина», митинги, пикеты, религиозная война в СМИ и предвыборная «нравственно-церковная» агитация за, прости Господи, кандидата Януковича, пропагандистское жонглирование тяжелейшими проблемами рождаемости и абортов в исполнении высокоморального депутата от «Родины» Чуева, рассуждения того же Кураева или Холмогорова о «православной этике и духе капитализма». А теперь и вместо правозащитников армией или обывательской бытовой моралью тоже будут заниматься представители Владыки Кирилла – если и вправду возьмутся, конечно. Все совсем как в «Братьях Карамазовых», где Иван Карамазов, при поддержке отца Паисия, «молчаливого и ученого иеромонаха», также отрицает идею отделенности Церкви от гражданского и общественного суда. Иван, в частности, полемизирует с неким «духовным лицом», совершенно справедливо полагающим, что «ни один общественный союз не может и не должен присваивать себе власть – распоряжаться гражданскими и политическими правами своих членов». Это замечание аккуратно подходит к сути «Декларации» Русского Собора. 

Государство же, судя по всему, смотрит на мирские устремления священства со смесью равнодушия (заняты нефтегазом) и некоторого даже благожелательного любопытства – нельзя ли как-нибудь для пользы мелкого политтехнологического дела использовать такой поворот? Сами тактики из президентской администрации полностью чужды рвения переделывать мир согласно нравственному закону, но отчего бы не выставить священника новым публичным лицом, вместо раздражающего правозащитника? Новейшая деятельность Митрополита Кирилла вовсе не ими вызвана, но по-своему для них выгодна.

«Так случилось, что проживавший в это время у нас Петр Александрович Миусов особенно ухватился за эту идею Федора Павловича. Либерал сороковых и пятидесятых годов, вольнодумец и атеист, он, от скуки может быть, а может быть, для легкомысленной потехи принял в этом деле чрезвычайное участие…Так как все еще продолжались его давние споры с монастырем и все еще тянулась тяжба о поземельной границе их владений, о каких-то правах рубки в лесу и рыбной ловле в речке и проч., то он и поспешил этим воспользоваться..»

Та же простейшая истина, что погоня за «патриотическими» медиа-лицами может способствовать не самому лучшему перерождению церковных служителей, созданных вообще-то для совсем других целей – правящую администрацию, ввиду ее бескрайнего цинизма, осенить не может. И это не говоря уж о том, что правозащитники у нас хоть и дурны, не всегда умны, истеричны, параноидальны, берут сомнительные деньги и проч. и проч., но все-таки избиваемых, например, солдат, за которых некому заступиться, защищают именно они. И потому те же «Солдатские матери» обществу, несомненно, нужны, и втаптывать их в асфальт ни в коем случае нельзя, какими бы они ни были. А вот станет ли на их место священник, переключившийся со своих истинных обязанностей на посторонние цели – это еще большой вопрос, и может случиться так, что Россия, потеряв одно, так и не приобретет ничего другого взамен.

И все-таки, критикуя своеобразное «западничество» прошедшего Собора с его квази-просвещенческой «Декларацией», нельзя не заметить, что право голоса Церковь вообще-то в любом случае имеет. Да, превращение русских иеромонахов в кардиналов и пасторов, следящих за тем, что происходит у вас за занавеской, и еще в телевизионной программе, было бы печальнейшим делом, но совсем не интересоваться тем, что происходит в мире, лицо духовного звания никак не может. Избегая прозелитизма, нужно разъяснять всем тем, кто готов услышать, учение Спасителя – и в этом смысле никакого права указывать Церкви, о чем ей говорить нельзя, либеральные деятели не имеют. В конце концов, какой-нибудь Лев Пономарев, выражающий обеспокоенность «Декларацией» в половине газет, видать, не вполне понимает, что такое клерикальный таран на почитаемом им благословенном Западе.

Да, ужасно было бы видеть, как в русском Православии Фаворский Свет подменяется «православным предпринимательством» - но и воспрепятствовать процессу медленного обмирщения, коль скоро он начался, вряд ли возможно.

10.04.2006
Дмитрий Ольшанский

Версия для печати
Обсудить

Все Реплики

Ссылки по теме "Религия":
  Крестовый поход из гетто
  Дети подземелья, или Плоды просвещения
  Мед и Апокалипсис. Никто по-прежнему не знает, что делать с пензенскими сектантами
  Какая-то в державе Датской гниль?
  Котеги и антиклерикальный запрос



Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский


  Архив реплик
 

Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев

07.12.2007   
Национальный лидер не бывает неформалом
Загадка управления преемником
Сергей Шелин

06.12.2007   
Фальсификация фальсификаций
Реальные и мнимые проблемы на выборах в России
Александр Филиппов

05.12.2007   
Чавес в раздумьях
Проиграв референдум, президент не потерял власть
Максим Артемьев

04.12.2007   
Петербургская аномалия
Уроки полунеудачи «ЕР»
Сергей Шелин

30.11.2007   
Суд вместо предвыборной кампании
Зачем арестовали Окруашвили
Дмитрий Нерсесов

28.11.2007   
Во-первых, это красиво…
Аннаполис: вершина переговорной шестидесятилетки
Сергей Шелин

26.11.2007   
Негодные средства
До выборов в Государственную Думу осталась одна неделя
Михаил Бударагин

23.11.2007   
Наведенная оппозиция
Петербургский эскиз Гражданского Собора
Сергей Шелин

22.11.2007   
Узнай президента
Что скрывает детский сайт Владимира Путина
Олег Кашин

21.11.2007   
Король сердится
Испанский монарх осадил Уго Чавеса
Максим Артемьев

19.11.2007   
Точка невозврата
До выборов в Государственную Думу осталось две недели
Михаил Бударагин

16.11.2007   
Буш хвалит доллар
Потому что остальных он начинает пугать
Сергей Шелин

15.11.2007   
Лукавая цифирь
Еще раз по поводу опроса о справедливости
Сергей Ильин

14.11.2007   
Грузия: перезагрузка
Как выходить из политического кризиса
Дмитрий Нерсесов


Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера