У меня нет отвращения к понятию “армия”, более того – слово это для меня вовсе не пустой звук: мои родственники воевали и в Первой, и во Второй мировых войнах, получали Георгиевские кресты и командовали полками, заронив во мне генетическое расположение к военному делу - в исторической, правда, перспективе. Потому что лично я служить не пойду и призываю к этому всех, для кого этот вопрос актуален.
Я вовсе не собираюсь проповедовать пацифизм и непротивление злу насилием; это вопрос здравого смысла и нормального гражданского самосознания: если армия не в состоянии выполнять свои обязательства перед призванным в нее гражданином, в ней можно не служить. А если она не в состоянии гарантировать его жизнь в мирных условиях, а гарантирует вместо этого физическое и моральное насилие со стороны “солдат и офицеров”, если она есть синоним зоны - служить в ней ни в коем случае нельзя.
Армия – структура по необходимости реакционная, косная: иначе и не должно быть, потому что она восходит к незапамятным временам, к совершенно иному мироустройству. В мировом масштабе в различных формах и различными путями неуклонно развивалась демократия, а армия сохраняла свои неизменные приметы: строгую иерархичность, принцип приказания и повиновения, приверженность аристократическим идеалам служения, верности и жертвы. И венчает эту структуру святая вера в необходимость и оправданность убийства.
В современном мире, в принципе, армия – рудимент. Она отчасти противоречит идеологии свободного, демократического, политически корректного мира, потому что принадлежит миру иному – древнему и жестокому миру воинов и героев. Эти миры сообщаются между собою, но одним миром они быть не могут. Однако ни один мир, ни одно общество не обойдется без армии: они всегда должны договориться между собою.
В идеале, служение в армии есть весьма почетная разновидность гражданского долга и доблести, потому что представляет собою реализацию той древней идеологии, о которой я уже говорил: жертва, служение, верность и т.д. Но это возможно лишь в той армии и в том обществе, которые сохранили веру в эти идеалы, соотнеся их, коль мы говорим о современном мире, с демократической идеологией: армия не может не зависеть от общества. Другое дело, что такое соотнесение должно происходить весьма осторожно, потому что истинно демократической армии быть не может, она стремительно разлагается.
Состояние армии созвучно состоянию и общества, и государства; когда общество и государство основывают свое существование на плебейских эгоистических идеалах частной выгоды и частного выживания, когда армия делается отстойником и пристанищем для нежелательных обществу элементов – она утрачивает вменяемость и теряет облик. Российская армия бессовестна, жалка, лжива и представляет угрозу для граждан своей страны.
Армия - это мощный репрессивный ресурс, которым нужно уметь пользоваться, держать его под контролем и, если придется, применять против врага. Российская же армия из-под контроля вышла: она не может компетентно управляться ни изнутри, ни извне; сконцентрированное в ней насилие она обратила на самое себя.
Да, “неуставные отношения” – примета любой армии: любой эпохи, режима и страны. Но форма их предупреждения и пресечения задается обществом. Для российской армии измывательства злобного зверья над новобранцами – норма, традиция и идеология; для Запада – нет.
У нас под “неуставными отношениями” принято понимать такие отношения, в результате которых солдат берет автомат, убивает, сколько получится, своих мучителей и или стреляется, или бежит из части; о подобных случаях примерно раз в месяц сообщают СМИ (не все). А вот в Германии для “неуставных отношений” иного рода при казармах строятся специальные помещения – чтобы солдаты обоих полов не забывали и про отношения человеческие, и даже слишком человеческие: для гомосексуалистов обидного исключения не делается.
Не бывает армии без преступлений: такая уж это система – жестокая, укорененная в мрачных архетипах. Но организована эта система бывает по-разному – где-то, если нужно, наказывают всех виновных вплоть до высокопоставленных лиц, где-то, у нас, например, стараются (если уж совсем прижмет) отделаться враньем и демагогией, а когда не выходит – найти козлов отпущения. И слава Богу, если ими оказываются непосредственные виновники.
Ранг и число наказанных в связи с делом Сычева – посаженных, разжалованных, смещенных, а также меры наказания покажут, есть ли, может ли быть хотя бы какой-то просвет в российском армейско-чиновничьем кошмаре.
Я уверен, что в стране очень мало людей, которые бы не понимали: то, что произошло с Сычевым и его сослуживцами – не исключение. Такое, судя по всему, происходит постоянно и повсеместно. О том, что произошло в Челябинске, мы узнали случайно (и можно быть совершенно уверенными в том, что уж тот-то, по чьей вине мы об этом узнали, понесет настоящее наказание).
В такой армии нельзя служить, тем, кто представляет ее, нельзя верить, с ними нельзя иметь ничего общего.
А по “Ren-TV” идет сериал “Солдаты”, и ведь никто даже не заикнулся о том, что этот пошлый, улыбчивый ужас про прапорщиков из анекдотов нужно было снять с эфира в тот же день, когда в новостях на том же канале показали снятые на камеру кадры (они есть и в Интернете), где настоящие “деды” пытали новобранцев. Более откровенной издевки над тем, что называется “народ”, просто не выдумать, но показывать «Солдат» никто не перестанет. Одно дело – жизнь, в которой солдат насилуют, калечат и убивают, другое дело – искусство.
Лучше бы почаще показывали фильм А.Рогожкина “Караул” (1989), но этого тоже делать никто не будет. Зачем? Мрачный фильм, тяжелый, не по-хорошему своевременный. Ну его.