Самую, наверное, курьезную новость понедельника с удовольствием повторяют весь день интернет-издания и блоггеры: 12 декабря около полудня прекратил свое вещание телеканал «Russia Today». Причина (и эту цитату главного редактора телеканала Маргариты Симоньян тоже с удовольствием все повторяют) - «Была попытка вторжения в компьютерную систему, из-за чего возникли вирусы, которые привели к перебоям в вещании».
Само вещание началось 9 декабря, то есть за трое суток до «появления вирусов». «Ранее Симоньян признавалась: ''Мы хотим показать русский взгляд на Россию и на мир''. Кажется, все получилось», - иронизирует автор «Большого города». Общество, если говорить прямо, откровенно злорадствует по поводу, в общем-то, национального масштаба конфуза. Почему?
Ответ на этот вопрос нужно искать в сводках новостей полугодовой давности, когда канал только создавался. Тогда - вдруг, совершенно неожиданно, выяснилось, что среди приоритетных национальных проектов (хотя, кажется, тогда эту терминологию еще не придумали) самым приоритетным является формирование позитивного образа страны за рубежом. Скорее всего, так оно и было, только реализация этого проекта вызывала слишком много вопросов. Почему позитивный образ должен формироваться каким-то новым телеканалом, да еще и с лобовым названием «Russia Today», отсылающим к ассоциациям с журналами «Советский Союз» и «Корея», которые никто и никогда не воспринимал иначе как художественные произведения, а не СМИ. Почему канал должен быть именно государственным. Почему он должен быть англоязычным – при том что на фоне уже не замечаемого (настолько привыкли) засилья «Аншлага» страна – сама страна, ее граждане - уже лет пятнадцать как продолжает нуждаться в национальном новостном канале, канале для своих граждан, а не для «интуристов», которые и в советские-то годы достаточно брезгливо реагировали на те эксклюзивные, только для них предназначенные в СССР блага, о которых местные граждане могли только мечтать. Почему, наконец, во главе канала поставлена юная журналистка президентского пула, о которой до того момента было известно только, во-первых, то, что во время прямого включения из Беслана она трогательно сказала в камеру «Ой, мамочки», и во-вторых – то, что с днем рождения ее в этом году поздравляли президенты России и Таджикистана.
Позитивный образ Швеции за пределами страны формирует IKEA. Позитивный образ Великобритании – Гарри Поттер. Позитивный образ Соединенных Штатов – Coca-cola и CNN. Если увлекаться конспирологией и предполагать, что и за этими «национальными проектами» стоят президентские указы и прочий административный ресурс, то и в этом случае остается признать: указы эти настолько секретны, а ресурс настолько незаметен, что выглядит все очень естественно – и внутри страны, и извне. У нас так почему-то не получается.
И, в принципе, обидный провал первых суток вещания страна встречает не с сочувствием, а со злорадством. А «интуристы» – и подавно.
Может быть, не только в вирусах дело?