GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Кто виноват?

Каждый народ заслужил то отребье, которое имеет

Волнения во Франции закономерно всколыхнули российскую общественность – и не только потому, что для почти каждого московско-питерского интеллигента La Belle France является второй родиной, а оттого, что уж слишком наглядны параллели между прорвавшимся в окрестностях Парижа расово-интеграционными нарывом и абсцессом, на глазах формирующимся в городах нашей родины первой. Особенно сие должно волновать тех проницательных комментаторов, которые за последние 20 лет подметили, с какой легкостью Россия впитывает отнюдь не лучшие достижения Запада, при этом перенимая его достижения очевидные с большим трудом и видимой неохотой. Поэтому рецепты, выдаваемые ныне Франции отечественной печатью, неминуемо проецируются на российскую действительность.

На фоне этих рекомендаций (от весьма консервативных до очень либеральных) хотелось бы взглянуть на проблему не под «державным» углом, а под самым обыкновенным человеческим – личностным. Конечно, без общей оценки ситуации обойтись нельзя. Очевидно, во-первых, что поджигателей надо арестовывать и судить по всей строгости закона, а во-вторых, что у настолько организованного, в полицейско-бюрократическом смысле государства, как Франция (по совокупности этих параметров с ней в западном мире вряд ли кто может сравниться), достаточно сил и желания справиться с беспорядками в смысле чисто силовом. Что и происходит на наших глазах – количество арестов растет, число поджогов падает, выпускаются директивы о депортации неграждан, замешанных в событиях последних двух недель (и все это, кстати, без участия армии, которую уже были готовы призвать на помощь иные радетели французской независимости).

Не так уж непонятен ответ и на французскую версию второго из знаменитых русских вопросов: «Que faire?», – особенно с государственной точки зрения. Миграцию ограничивать, нелегалов – депортировать, улучшать образование французов первого поколения и вообще всячески работать над их интеграцией, ни в коем случае не заменяя это простой выплатой пособий, права на которые есть у больных, старых и т.п. Ибо давно доказано, что подобные подачки имеют достоверное разлагающее влияние на граждан юных и полных сил. Также ясно, что без нормальных отношений государства с общинами, представляющими национально-религиозные меньшинства, этого достичь будет трудно, и ясно, что обязательства при этом должны быть взаимными – те члены общин, которые призывают к действиям антизаконным, должны общинами не только не защищаться, но и подвергаться остракизму. Недопустима двойная мораль по принципу: «Он, конечно, антисемит или наркоторговец, но все-таки – наш брат, мусульманин (конкретные термины в этом предложении можно заменить ad hoc).

Вне сомнения, есть еще один уровень ответственности, который должны нести общины, члены которых, в основном, вовлечены в текущие беспорядки. В русском языке это называется: «На себя оборотиться». Рискуя вызвать праведный либеральный гнев, повторим ту мысль, что в последние несколько дней вызывала яростные эмоции разных общечеловеков. Не только государство виновато в том, что бунтовщиками являются именно мусульмане – выходцы из Северной Африки. Немало проблем во Франции испытывают и другие национальные меньшинства – например, эмигранты из стран Индокитая, но они почему-то бомб не кидают. Иначе говоря: безусловно, поджигателями является меньшинство арабов и африканцев, однако большинство поджигателей – арабы и африканцы. Поэтому вряд ли стоит обвинять во всем государство и общество: у многих французов первого поколения жизнь очень нелегка, но отнюдь не все идут на нарушение закона, очевидно также, что ответственность семейная и общинная за такой тип поведения тоже существует – и понимание этого должно быть доведено, по возможности, до каждого.

Данная функция уже является прерогативой государства, которое не может действовать только лишь силой и ни в коем случае не должно опуститься до заискивания (не об одной ли гордой республике в составе РФ пишутся эти строки?). Эффект гораздо сильнее, если власти удается действовать с помощью убеждения, которого, в свою очередь, не может быть без доверия, в настоящий момент, к сожалению, почти утраченного. Потеряно же оно было в силу французского государственного лицемерия (тоже не имеющего себе равных в западном мире) и повседеневного социального расизма, который, по единодушным откликам, превосходит аналогичные обычаи земель, раскинувшихся между Берлином и Лос-Анджелесом (не то чтобы в США, Германии, Англии или Голландии не было расизма – но речь сейчас идет о его уровне).

Расистским было выселение всех малоимущих иммигрантов в отдельные поселки городского типа – чтобы они не мозолили глаза Жанам и Жаннеттам, создавшее на территории Франции внутренние колонии, расистской является значительно урезанная зарплата иммигрантов (в том числе и очень квалифицированных), которую компенсируют наихудшим образом – выплатой указанных пособий. И несмотря на отдельные исключения, стоит признать – французское общество в целом все это одобряло, будучи не в состоянии понять неминуемую цепь негативных социальных последствий того, что на место одного французского инженера можно с легкостью нанять двух инженеров-арабов. Это не означает, будто успехов на этом фронте не было никаких: например, стоит увидеть на научной конференции темнокожего участника – он с вероятностью процентов в 80-90 будет говорить именно на французском (но при этом темнокожий англо-американский пролетарий зарабатывает много больше своего французского собрата).

Скажем больше: услышанные в последнее время истории из французской жизни заставляют вспомнить самые неприятные эпизоды дискриминации, невольным свидетелем которых автор был еще при старом российском режиме. Вспоминается посещавшее в таком случае ощущение грязи (а каково себя чувствовали люди, испытытавшие все это на себе?). Дополняло это полное ошеломление, удивление от того, что подобные события происходят рядом, за углом, в коридоре, в соседней комнате, якобы совершенно незаметно для окружающих.

Тогда, более двадцати лет назад, сообщение о том, как человеку впрямую объяснили, что он не может рассчитывать на карьерное продвижение по причине своего еврейского происхождения или (в случае с совершенно славянской дамой) по причине отказа начальству в утехах совершенно неидеологического характера, вызывало еще ненависть к государству, создавшему условия для подобной мерзости. Какие же эмоции может вызвать рассказ человека (не-француза по рождению, к тому моменту жившего в Париже почти 10 лет), которого во время первой войны в Персидском заливе (1991 г.) без объяснения причин исключили из университета? Которому правозащитники не могли помочь, ибо у них на руках не было никакого документа, потверждающего сам факт события? Который смог попасть на прием к ректору университета, объяснившему, что оного документа предоставить не может, поскольку получил «строго секретное телефонное распоряжение», и порекомендовавшему бывшему студенту придти через год-два, когда «все успокоится». Который – просим прощения за рассказ в стиле «Back to the USSR» – добился своего только чудом: способом соверешенно советским. Благодаря неоднократным письмам на имя президента Республики, г-на Миттерана, после которых он был вызван в министерство внутренних дел на многочасовое собеседование (прояснившего, что у полиции есть файл на всех его родственников до третьего поколения включительно), и отпущен с чисто сталинской рекомендацией: «Вы им подайте свои документы еще раз, думаем, они вас теперь примут».

Счастливая развязка? Да, наверно. Только уже совсем недавно, после 25 лет жизни во Франции, находясь в зарубежной командировке, тот же самый специалист срочно подавал документы на присвоение очередного ученого звания. Документы секретарю института передавал коллега командированного, доцент – коренной француз. Какая-то форма оказалась заполнена неверно и бюрократическая дама устроила из этого легкий скандал. Доцент, к его чести, оказался упорным и договорился с ней, что все недостающие бланки он сейчас лично сам доделает и принесет. Сдаваясь, секретарь подернула плечиком и заговорщицки сказала ему: «Да, все-таки много нам беспокойства от этих иностранцев!». От этих слов (которых сотрудница ни одного англо-американского учебного заведения не посмела бы и подумать!) доцент поначалу опешил и начал говорить что-то совсем не то, вроде: «Да как вы можете, д-р такой-то – уже много лет гражданин Франции, он здесь вырос, он представлял нашу страну на стольких конференциях и конгрессах», – но потом опомнился и добавил: «И вообще вы ничего подобного не имеете права говорить – в отношении кого бы то ни было».

Требовать от мигрантов, чтобы они себя вели «как люди», может только тот, кто их считает за людей. Кто сам является человеком.

11.11.2005
Петр Ильинский

Версия для печати
Обсудить

Все Реплики

Ссылки по теме "Социальные проблемы":
  Планка отчуждения
  Ах! Боже мой! он карбонари!
  Трудовая Кунсткамера
  Кодекс лучшей жизни
  Народ против инфляции. На заводе «Форд» в Ленинградской области началась бессрочная забастовка



Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский


  Архив реплик
 

Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев

07.12.2007   
Национальный лидер не бывает неформалом
Загадка управления преемником
Сергей Шелин

06.12.2007   
Фальсификация фальсификаций
Реальные и мнимые проблемы на выборах в России
Александр Филиппов

05.12.2007   
Чавес в раздумьях
Проиграв референдум, президент не потерял власть
Максим Артемьев

04.12.2007   
Петербургская аномалия
Уроки полунеудачи «ЕР»
Сергей Шелин

30.11.2007   
Суд вместо предвыборной кампании
Зачем арестовали Окруашвили
Дмитрий Нерсесов

28.11.2007   
Во-первых, это красиво…
Аннаполис: вершина переговорной шестидесятилетки
Сергей Шелин

26.11.2007   
Негодные средства
До выборов в Государственную Думу осталась одна неделя
Михаил Бударагин

23.11.2007   
Наведенная оппозиция
Петербургский эскиз Гражданского Собора
Сергей Шелин

22.11.2007   
Узнай президента
Что скрывает детский сайт Владимира Путина
Олег Кашин

21.11.2007   
Король сердится
Испанский монарх осадил Уго Чавеса
Максим Артемьев

19.11.2007   
Точка невозврата
До выборов в Государственную Думу осталось две недели
Михаил Бударагин

16.11.2007   
Буш хвалит доллар
Потому что остальных он начинает пугать
Сергей Шелин

15.11.2007   
Лукавая цифирь
Еще раз по поводу опроса о справедливости
Сергей Ильин

14.11.2007   
Грузия: перезагрузка
Как выходить из политического кризиса
Дмитрий Нерсесов


Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера