Эпоха относительного государственного либерализма во всем том, что касается скверных привычек, похоже, завершилась – и нас ожидает очередной виток борьбы с наркотиками. В ближайшее время будет принят закон, который позволит отказаться от таких понятий, как "средняя разовая доза по наркотикам", сообщил на днях глава Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (Госнаркоконтроль) Виктор Черкесов. "В Госдуме находится соответствующий законопроект, который предполагает также отказаться одновременно от тех явно завышенных пороговых величин декриминализировавших огромное число наказуемых правонарушений", - сообщил Черкесов. По его словам, вместе со средними разовыми дозами поднят порог, который позволяет привлечь к уголовной ответственности тех, кто участвует в сделках с наркотиками. "Речь идет о мелкой дилерской сети, которая практически оказалась вне зоны внимания правоохранительной системы", - пояснил Черкесов. В свою очередь, заботящийся о здоровье нации спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил журналистам о том, что принимать этот законопроект надо как можно скорее. "Я лично возьму под контроль процесс принятия этого закона", - грозно пообещал Миронов.
Между тем, в настоящее время в России действует весьма либеральное антинаркотическое законодательство. В мае прошлого года правительство РФ постановлением N231 утвердило поправки к УК РФ относительно размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ. Именно эти поправки, принятые еще в 2003 году, ввели в УК понятие «средней разовой дозы» и предусматривали, что дело против попавшегося наркомана, не занимающегося торговлей, может быть возбуждено, только если у него обнаружат 10 или более доз препарата (особо крупным размером является 50 доз). За хранение меньшего количества наркотиков наступает только административная ответственность. Вот с таким положением дел и намерен бороться Госнаркоконтроль.
Ожидающие Россию новации в сфере антинаркотической борьбы – более чем печальны. Господин Черкесов – человек с весьма специфической репутацией, известный еще с советских времен в качестве ловца диссидентов из числа гуманитарной интеллигенции. Несколько лет назад, перестав быть полпредом, он возглавил Госнаркоконтроль – однако с кем он начал бороться? О действительных масштабах наркомафиозной проблемы в России может догадаться всякий человек, имеющий обыкновение ходить по улицам в неурочное время и вообще хоть чуть-чуть «знающий жизнь». Однако наркожандармерия за все последние годы не порадовала нас вообще никакими подвижками в сфере борьбы с собственно мафией – в частности, не было ни одного сколько-нибудь громкого судебного процесса над «бизнесменами», работающими в этой сфере.
Зато, разумеется, блюстители порядка снова взялись за интеллигенцию – с ней ведь бороться так просто, приятно и легко. И потому, вместо того, чтобы ловить настоящих «благородных донов» из очередного «картеля», ведомство Черкесова регулярно фигурирует в СМИ с попытками арестовать тиражи книг, в содержании которых наркожандармы усматривают «пропаганду наркотиков». Логично: если в разрушении общественной нравственности в России виновен, как известно, Владимир Сорокин, то самую опаснейшую наркомафию, которую и надлежит искоренять, создали Теофиль Готье, Уильям Берроуз и Баян Ширянов. А вот теперь, успешно разоблачив врагов из числа писателей и книготорговцев, Госнаркоконтроль взялся за новое, еще более перспективное дело – репрессии против наркоманов.
Очевидно, что отмена гуманного закона о «разовой дозе» не наставит никого на путь истинный. Количество наркоманов (а их в России несколько миллионов) зависит от двух факторов – «благоприятствующей» такого рода безобразиям социальной среды, а также наличия или отсутствия богатого рыночного предложения со стороны наркомафии. Однако наркожандармы, как видно из их практики, вовсе не собираются заниматься мафией и уж тем более вечно заедающей средой – зачем? Это ведь трудное и опасное занятие. Они лучше будут сажать самих наркоманов, фактически приравнивая их к наркоторговцам – и, таким образом, отчетность по числу пойманных злодеев сделается крайне оптимистичной.
Но есть у этого репрессивного усердия и оборотная сторона. Дело в том, что молодой человек, пойманный сейчас с той самой «разовой дозой» и не посаженный за это в зиндан, имеет довольно большие шансы впоследствии «завязать», вылечиться, остановиться. Даже при полном бессилии «реабилитирующих» социальных служб в его жизни могут оказаться родственники, коим не безразлична его судьба. А кое у кого может даже оказаться собственный сильный характер и воля к тому, чтобы не превратиться в обреченного.
А теперь подумаем о том, что станет с этим человеком, когда словивший его господин Черкесов восстановит тюремные сроки. Как и в случае со службой в армии (и даже более бесспорным образом), ни у кого в России нет сомнений в том, что делает с человеком тюрьма и в кого она превратит тех, кто, будучи ограничен штрафом и лечением, мог бы еще снова «стать человеком», как сказали бы в древнесоветском кино. Отсидев срок, пройдя через зону, сей легкомысленный наркопотребитель уж точно станет стопроцентным наркоманом, а возможно – инвалидом, уголовником. Но что до того Наркоконтролю – он просто посадит этого вконец опустившегося типа по второму кругу, окончательно решив все проблемы с карательной статистикой и «раскрытием преступлений».
Ужасно, что подобное мелкое людоедство и бессовестная борьба государства со своими пусть и не образцовыми, но все же вовсе не такими уж криминальными гражданами, практически не может быть остановлена. Не будет же, в самом деле, Общественная Палата заступаться за каких-то непотребных наркоманов. И уж тем более нельзя представить себе борцов с «кровавым режимом» из «Комитета-2008» и проч. озабоченными подобной проблемой. Ведь оппозиция у нас живет в той же логике, что и власть – конструирует себе удобный образ злодея и знай себе борется, причмокивая от удовольствия. Для такой достойной вальяжной борьбы требуются обобщения - социальные, исторические, геополитические, изничтожающие - тут, знаете ли, нужен масштаб, а какой-то пойманный с дозой парень, который теперь пойдет по этапу, только зря путается под ногами.