16 октября на сайте интернет-газеты «Взгляд» была опубликована статья «Рублевки для бедных». Вкратце: кардинальное решение жилищной проблемы России, о котором так долго говорили и на которое, по слухам, должны выделить миллиарды рублей, заключается в переселении людей из многоэтажек обратно в избы, которые чиновники называют «коттеджами» и «таунхаусами» - так, видимо, солиднее. Позвольте описать, как выглядит данная идея, реализованная на практике – в США.
Многие километры унылых низкорослых хибар (то, что в России уважительно именуется «коттеджами», стоит столько, что доступно только весьма обеспеченным людям). Время от времени попадаются складские здания – в них оборудованы торговые центры. Городом (town) считается то, что находится в ближайшей округе почтового отделения. Большой город (city) – это то, что располагается недалеко от кучки офисных небоскребов, непосредственные окрестности которого напрочь вымирают после восьми вечера и по выходным. Люди общаются друг с другом только на работе либо специально устраиваемых для социализации вечеринках. Еще одна отдушина – церковь (недаром туда ходят не только истовые верующие, хоть поговорить можно!). Дети заперты на нескольких квадратных метрах газона за домом, в школу и кинотеатр их возят на автотранспорте, так как дойти пешком нереально. То же касается больниц, культурных учреждений, магазинов. Элементарно некуда пойти погулять, так как единственное предназначенное для этого место – общественные парки – представляют собой заросшие лесополосы с дорожками для бегунов трусцой. Подростки развлекаются тем, что занимаются «шопингом», то есть часами шатаются по торговому центру, встречаясь со знакомыми, которые приехали туда же с той же целью. Очень напоминает страшилки из исламских стран, в которых молодежь, якобы, вынуждена назначать друг другу свидания в магазинах из-за пуританских нравов мусульманских фундаменталистов…
Если суть предложения заключается в том, чтобы обеспечить экономический рывок путем увеличения госрасходов, то пусть чиновники лучше потратят деньги на что-нибудь дельное. Например, космическую программу – и военных займет обеспечением безопасности России от натовских спутников с лазерами, и высокотехнологичную промышленность вытащит на производительность, сравнимую с доходами от экспорта сырья. Ведь наивным было бы использовать точь-в-точь в то, что помогло Рузвельту – даже сами американцы отказываются от второго «великого строительства дорог», которое задумал президент Буш. К тому же стоит понимать, какие проблемы принесет переселение в деревню для большинства граждан. Чего стоит один вопрос транспорта! Современные города, при условии полноценного ухода за общественным транспортом, вообще не имеют проблемы перемещения людей. В сельской местности эта задача приобретает вселенский масштаб – чтобы это себе представить, достаточно сравнить место, которое на дороге занимает автобус с комфортно расположившимися в нем пятьюдесятью пассажирами, и место, необходимое для пятидесяти машин. А если учесть то, что многие в силу психологических особенностей стараются приобрести огромный джип вместо крохотной малолитражки, становится очевидным, почему при огромных расходах на дороги в Штатах не переводятся автомобильные пробки – приходится садиться за руль каждый раз, когда забыл купить хлеба. При этом в городе можно иметь супермаркет и поликлинику в первом этаже своей многоэтажки и для их посещения вообще не нуждаться в личном транспорте.
И, на мой взгляд, самое главное. Ситуация, когда общество надежно расфасовано по ячейкам, когда люди не имеют возможности побыть вместе без особого для того планирования, конечно, тоже понятна. Для кого-то она единственно правильна. Но стоит также понимать, что это означает на глубинном, психологическом уровне. Посидеть в шумном дворе, среди веселящейся ребятни, послушать шум города, слиться с вечерней атмосферой своей ужинающей и отдыхающей после работы девятиэтажки – значит почувствовать себя частью общества. Этого нельзя добиться, жаря барбекю на задворках своего дома, даже если за забором сосед тоже жарит барбекю. Идти по оживленной улице в утренней толпе - совсем не то же самое, что ехать по утреннему запруженному хайвею. Выйти из подъезда и быть в городе, а не ехать к нему полчаса - это ценность, значение которой не осознаешь, пока ее не потерял. Стало модным жаловаться на шумные и тесные города, среднему классу усиленно втемяшивают мысль, что таунхаус – замечательная альтернатива современной квартире, а пять квадратных метров личного газона – это приятнее, чем общий двор многоэтажки. Нет, господа, это не так. Спору нет, в выходные приятно рвануть на дачку, искупаться в речке, пожарить шашлыки и посидеть на звенящем медовом лугу. Но только представьте, что все это – двухэтажный пейзаж, вид на луг из окна и известные наперечет лица всех жителей в округе – повторяется изо дня в день, из месяца в месяца, из года в год. Уверяю – взвоете от давящей на нервы тишины и спокойствия.
Малоэтажное строительство само по себе по меньшей мере бессмысленно (спрос на дачи в селах вполне удовлетворяется и сейчас), а по большей – губительно для российской урбанистической культуры. А уж делать его решением вопросов «социально-экономического климата» и «подъема национального самосознания» - это значит убивать Россию. Безусловно, социалистическое прошлое оставило много неприятных воспоминаний, нам теперь интуитивно хочется в обратную сторону, к индивидуализму во всем. Но надо знать меру. Большевики наломали много дров, но они сделали как минимум одно замечательное дело – они вытащили нашу страну из агродеревенского болота, привели ее к современному, городскому состоянию. Надеюсь, что Россия не будет возвращаться обратно.