Жители отдаленного населенного пункта в Новгородской области сообщили вчера вечером о чрезвычайном происшествии. Около 22:45 мск жительница деревни Льзи, расположенной в 40 км от населенного пункта Малая Вишера, позвонила в милицию и сообщила, что обитателей Льзи взяли в заложники приезжие из Петербурга. Деревню соединяет со внешним миром только лодочная переправа, и милиционерам из Маловишерского РОВД пришлось устраивать засаду, чтобы задержать предполагаемых захватчиков. В ответ на предложение сдаться те начали отстреливаться, однако никто при этом не пострадал, и четверо из восьми нападавших на деревню были задержаны, позднее в лесу около деревни подоспевшие работники СОБРа задержали еще четырех вооруженных мужчин. У задержанных были изъяты два карабина, обрез, ножи, мелкокалиберное ружье и боеприпасы.
По предварительной информации, конфликт возник из-за машины Audi одного из питерских дачников – мужчина решил, что его сосед – также дачник из Питера – умышленно повредил его автомобиль. Чтобы разобраться, он вызвал из Питера семерых своих знакомых в возрасте 25-40 лет, некоторые из них были ранее судимы. В деревне они открыли стрельбу в воздух, отобрали у жителей мобильные телефоны (одной из жительниц удалось спрятать свой телефон, именно она и позвонила в милицию) и взяли в заложники двух человек, которые, по мнению нападавших, непосредственно участвовали в порче. Захваченных привязали к деревьям для допроса. Одного из них так избили, что сегодня утром он скончался от побоев в реанимационном отделении, второй же, который, как считали захватчики, собственно и попортил машину, пропал без вести – на берегу реки Мста нашли только его одежду. Прокуратура области уже возбудила дело по статье «убийство», возможно, к нему будет добавлено и обвинение в захвате заложников.
В том виде, в каком эта история попала в СМИ, она – прекрасно подходит для детектива в мягкой обложке или фильма-боевика, хоть голливудского - с поправкой на местность. Нечто в духе рассуждений Винсента Веги из "Криминального чтива" о том, как это подло и гадко портить ни в чем не повинные чужие машины. Можно даже предположить, что машину дачнику вполне могли в самом деле повредить, нарушая восьмую заповедь, а добиться правоты в селе, куда и попасть-то возможно только по лодочной переправе, может быть делом неподъемным. Однако дикое развитие этой истории вобщем-то перечеркивает любые попытки хоть как-то понять петерцев. Захват деревни и убийство жителя за испорченную машину выводит эту историю за ту грань, когда еще уместно рассуждение, мол у каждого своя правда. Скорее, это повод задуматься о том, что представляет из себя наша провинция - в чисто географическом смысле.
Есть ведь в ней целые районы, расположенные не так уж далеко от современных мегаполисов, куда добраться можно лишь лодочной переправой, где практически нет никакой милиции и тот, кто может собрать вокруг себя несколько людей со стволами, считает возможным вершить суд и расправу. Большая часть деревни, впрочем, по утверждению СМИ, заселена дачниками из Санкт-Петербурга и Новогорода. Это тоже весьма примечательная черта. И то, что в этой глуши совершившим набег пришлось отбирать у жителей телефоны, потому что мобильная связь в отличие от дороги там есть (благодаря чему в итоге и удалось вызвать в Льзи милицию) – также весьма красноречиво обрисовывает, как странно переплетены сейчас старые и новые реалии в весьма глухих уголках Родины.
Если «новое» врывается в такую глушь как таран – на бронированных джипах с автоматами, то «старое» это - дороги, по которым не проехать, и участковый милиционер, о котором все забыли. Комбинация получается угрожающей. Угрожающей прежде всего государству. Общество уже предлагает свой защитный ответ – приходящие время от времени известия о случаях самосуда в отдаленных деревнях – первое тому свидетельство. И если ситуация действительно будет развиваться в такой логике – это составит для власти угрозу, куда более фундаментальную, чем любая гипотетическая возможность «оранжевой революции».
Именно поэтому финал новгородской истории вселяет хоть какое-то утешение. Обращение жительницы за помощью не оставлено без внимания. Милиционеры и СОБР провели успешную операцию, нарушители закона задержаны, обстоятельства случившегося уточняются, дело расследуется прокуратурой. То есть закон, а значит и законная власть все же действуют даже и по ту сторону лодочных переправ.