А лучше бы собрались, да и почитали друг другу морали.
Д.И.Хармс
В Североамериканских Штатах продолжаются ставшие уже почтенной традицией атаки на чету Клинтонов - на этот раз в связи с известными политическими амбициями Хиллари. Скандально-желтый республиканский сайт Drudge Report (частичный аналог русской верноподданической "Комсомольской Правды" пополам с "Компроматом.Ру") печатает скабрезные известия о новой скандальной биографии бывшей первой леди Америки и сенатора от штата Нью-Йорк - "Вся правда о Хиллари Клинтон", написанной известным в США журналистом Эдвардом Клейном. Как сообщают вдумчивые мусоросборщики Мэтт Драдж и Ко, в своей книге Клейн утверждает, что супруг Хиллари, чуть не поплатившийся однажды президентским постом за адюльтер со стажеркой Моникой Левински, продолжает "гулять налево". "Забыв о всякой осторожности, он закрутил бурный роман с разведенной красоткой около сорока, живущей недалеко от Клинтонов в городке Чаппаква, - утверждает автор. - Он не проявляет ни капли осмотрительности относительно этих отношений; он нередко проводит ночи у своей любовницы, в то время как сотрудники службы безопасности ожидают его в машине снаружи". В качестве доказательства в книге фигурирует черно-белая фотография не очень хорошего качества, на которой запечатлена женщина, целующая в губы мужчину. Правда, лицо мужчины скрыто за козырьком бейсболки его спутницы, и о его внешности можно судить лишь по седым волосам и характерной для экс-президента стрижке.
Поношения безнравственного Клинтона никогда не теряют актуальности. Тут и вечная ненависть к либеральному Биллу со стороны сурового ультраправого "американского Талибана" ("our homeground Taliban" - именно так это и называется), и внушительный антирейтинг потенциального президента Хиллари, который опасно близок к ее "положительным" показателям, и поднятый в начале этого года в Конгрессе хоть и глубоко теоретический, но все же вопрос об отмене 22-й поправки (запрет третьего срока для президентов). Но главным является иное побуждение - в Америке вечно жив потребитель высокоморального медиа-гнева. Известная часть тамошнего общества, краснорожие и исполненные благочестивых настроений жители "красного пояса" всегда готовы пригвоздить кого-то из прогрессистов к позорному столбу, вывалять в перьях и "выгнать прочь из нашего города". Мистер Клинтон, которого фундаменталистам так и не удалось выставить из Белого дома, вызывает у них в этом смысле особую ненависть - и гармония между правоконсервативными комментаторами и их потрясающей ружьями аудиторией самая полная.
Не то - в России. Насмотревшись на страну образцовой демократии, русские политтехнологи и их широколицые питомцы за последние годы не раз поднимали вопросы "мАрали" , как эта проблематика справедливо называется в романе "Кысь". Трепетный образ депутата Райкова, известного борца с сексуальными меньшинствами, так упорно внедрявшийся в сердца обывателей в прошлую думскую кампанию, не успел еще выветриться из памяти. "Идущие вместе" примерно в то же время вели свою героическую борьбу с дегенеративным искусством и общим разложением в русской литературе. Теперь же мы и вовсе почти каждый день можем встретить в лентах новостей все новые и новые инициативы официальных лиц по искоренению "чернухи" любого рода. Однако встречаются на этой доблестной ниве и некоторые досадные затруднения - мало того, что "чернуха" проклятущая не спешит искореняться, так еще и электорат, мягко говоря, не поддерживает отважных знаменосцев морали. "Народная партия" всегда имела обидно низкий рейтинг в том самом народе, на страже нравственности которого стояла. "Идущие вместе" стяжали славу юношей, компрометирующих и портящих погоду власти почище любой "Новой газеты" - и были тихо сведены на нет. Да и нынешние депутаты и "общественные деятели", произносящие пылкие речи "за мораль", оставляют широкие массы трудящихся равнодушными. "Россия - не Америка", как сообщал нам г-н Паршев. Причины же перманентного конфуза моральной риторики вполне обьяснимы.
Дело в том, что русский национальный менталитет предполагает некоторую степень безразличия и даже нигилизма по отношению ко всем почти "консервативным ценностям", за исключением одной - своеобразного "великодержавного государственничества". Вопросы же семьи, бытовой этики, трезвости, существования сексуальных меньшинств и тому подобный пуританский набор в России никого не волнует. Связано это с тем, что Православие из всех вариантов христианского учения - наиболее мистическая, удаленная от социальных и нравственных поучений доктрина. Центр Православия - в Таинствах, наделяющих верующего Благодатью, в сакральности церковного обряда, в монашеском делании, но никак не в проповедях, не в жизни светской, не в делегировании религиозных смыслов сугубо секулярным сторонам бытия. Протестантизм же, напротив, немыслим без определяющего существование общины социального закона, логическим следствием которого становятся и пиво в пакетике, и евангелические камлания, и аморальный Клинтон.
Сам по себе богословский вопрос этот, как и теологическая разница между мирским и мистическим подходом к христианской вере, более чем тривиален. Удивительно лишь то, насколько глухи к разнице базовых церковных положений русские политики и их кукловоды. Неоднократно провалившись, тема морали снова и снова возникает на отечественном медиа-горизонте, и озвучивающим ее клоунам неведомо, что нет в России евангелического фронта борьбы с "Клинтоном и другими грехами", нет в России протестантской этики - об этом часто принято сожалеть, но, право слово, есть повод и порадоваться.