17 июня 2005 агентства порадовали мир заголовками: «ВЦИОМ: 82% россиян – за цензуру на телевидении», и, боюсь, многие торжествующе воскликнули: «Кто бы сомневался!»
Между тем, при расшифровке этой цифры выясняется, что только один (!) процент опрошенных высказался за цензуру политических сюжетов. Мало того, свыше половины (51%) участников опроса высказалось за расширение возможностей оппозиции выражать свое мнение на центральных каналах телевидения, в том числе 26% — за выделение ей специального эфирного времени, 25% — за более активное привлечение лидеров оппозиции в уже существующие программы. Только 35% опрошенных считают, что эти лидеры и так уже достаточно представлены на ТВ.
Опираясь на свой телезрительский и читательский опыт, 63% участников опроса полагают, что оппозиционные партии сегодня имеют возможность беспрепятственно высказывать свою точку зрения на центральных каналах ТВ и в центральной печати (64%). Считают, что такой возможности нет, соответственно 25% и 22% опрошенных. Но даже среди респондентов, голосующих «против всех», более 50% фиксируют реальность свободы слова для оппозиционных партий.
А как же «82% россиян – за цензуру на телевидении»? А вот как: Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведя очередной ежегодный всероссийский опрос населения (в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках), установил, что, по мнению респондентов, цензура на телевидении нужна при показе передач со сценами секса и насилия (57% и 49% опрошенных, соответственно), 30% считают, что следует ограничивать рекламу сомнительных товаров и услуг. По 24% высказались за недопуск на ТВ фильмов, пропагандирующих криминальный образ жизни, и за цензуру рекламы продукции интимного характера. Далее, каждый седьмой россиянин обращает внимание на недопустимость использования грубой лексики на ТВ и на аморальность телепередач типа «Окна», реалити-шоу «Дом-2», «За стеклом», «Большой брат» и им подобных. Чуть меньшее беспокойство у наших сограждан вызывает эстрада, смакование подробностей катастроф и терактов, освещение личной жизни людей без их разрешения (4-8%). Крайне редко респонденты указывают на необходимость цензуры детских, образовательных программ (2%) и политических сюжетов (1%).
То есть, правильным был бы заголовок: «За политическую цензуру на ТВ — только 1% жителей России». Сегодня, когда добрая половина аудитории СМИ ограничивается заголовками, родился новый способ манипуляции сознанием: ложные заголовки. И хотя Интернет пестрит ими, мы еще не оценили по достоинству силу этого оружия.
Можно побиться об заклад, что эти самые "82%" еще много недель будут всплывать брюхом вверх в самых разнообразных СМИ. Масса ликования будет на ИноСМИ.Ру и ИноПресса.Ру: «82% русских ненавидят свободу, а мы что говорили?!» Не ударят лицом в грязь и похожие на публицистов «свои», они еще раз объяснят (сперва «там», а назавтра, ради безотходного производства — здесь), что во всем виноват страшный кремлевский полковник. Кушать всем надо. Или дело в чем-то другом?