GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Оранжевый иск

Американская судебная система независима от самой себя

В американском праве есть странный закон 1789 года (Alien Tort Claims Act), предназначенный изначально для возмещения ущерба жертвам морского пиратства, забытый, тихо прозябавший на полке 200 лет. Но так или иначе, этот закон позволяет гражданам третьих стран (скажем, России) возбуждать судебные иски в американском суде против тех, кто нарушил международное право или законы США, где бы это ни случилось, хоть во Вьетнаме или Нигерии.

В марте 2005 года три вьетнамца, пострадавшие от химической войны США в Юго-Восточной Азии, коллективно представляющие интересы более четырех с половиной миллионов вьетнамских жертв ядовитой химической смеси, известной как «оранжевый агент», подали иск в федеральный суд США. Ответчиками оказались тридцать семь производителей смеси, в определенном роде духовные наследники IG Farbenindustrie. Последствия применения «оранжевого агента» – сотни тысяч отравленных людей, миллионы больных и калек, неописуемые уродства при рождении и развитии детей, рак у взрослых и библейская по масштабу экологическая катастрофа. Последствия так называемого «оранжевого иска» также могли повлиять на историю.

Предыстория иска такова. Как и в большинстве войн, во вьетнамской войне у американской стороны было неоспоримое техническое преимущество. Однако, поскольку авиация агрессора не видела цели через густой покров джунглей и бомбила нещадно вслепую (сбросив на отсталый, сельскохозяйственный Вьетнам бомб в несколько раз больше, чем на Германию и Японию за всю Вторую Мировую войну), решено было зеленую растительность уничтожить. Дополнительной целью использования было уничтожение посевов, то есть борьба с вьетнамцами голодом. Для этих двух целей разработали химикат, смесь гербицидов, содержащий 2,3,7,8-тетрахлородибензо-парадиоксин и, помимо уничтожения растительности, вызывавший гротескные уродства среди лабораторных животных. Считается, что именно диоксином был отравлен нынешний президент Украины Виктор Ющенко, что и привело к столь разительной метаморфозе его внешности. Последствия применения диоксина передаются по наследству. Соединенные Штаты тогда отрицали, что «оранжевый агент» вредный и, тем более, является химическим оружием. Правда, на всех бочках отравы, крашенных в оранжевый цвет (был также белый и синий агент) или несущих оранжевую полосу, были начертаны разнообразные предупреждения. Для продажи другим странам и коммерческого использования смесь была всегда запрещена, гражданские лица, после изготовления, не могли к ней и прикасаться, а вооруженные силы установили контроль над охраной производства. «Оранжевый агент» использовался только во Вьетнаме. С 1961 по 1972 год над Вьетнамом, на его леса, поля и жителей, в реки и озера, вылили более 75 миллионов литров отравляющих веществ.

В своем иске жертвы этого злодеяния просили не только компенсации для себя, но, что кажется посторонним самим собой разумеющимся требованием, разумной очистки зараженной окружающей среды за счет изготовителей ядовитого товара.

Защита американских производителей агента оставалась изумительно простой: во время вьетнамской войны они и понятия не имели, как правительство США использовало «оранжевый агент». Промышленность была только добросовестным поставщиком и ответственности никакой не несет. На странице Dow Chemical Company, одной из тридцати-семи ответчиц, прямым текстом и написано, что за последствия в войнах несут ответственность правительства, например, вьетнамское (!), но никак не изготовители оружия и ядов. Коллегам Dow Chemical из фашистской Германии подобные отговорки не помогли, когда дело дошло до судов, но тем не хватило наглости, не смущаясь, заявлять, что они не знали о том, что идет война, или понятия не имели, для каких целей Гитлер покупает их изделия.

Судебный иск вызвал широкий отклик. Вьетнамская ассоциация жертв «оранжевого агента» ( Vietnam Association for Victims of Agent Orange, или VAVA) с европейским штабом в Париже собрала более 11 миллионов подписей в поддержку процесса, 680 000 подписей было собрано в одной Великобритании. Американская ассоциация ветеранов вьетнамской войны (Vietnam Veterans Against the War, или VVAW) также поддержала иск.

Под конец подключилось Министерство юстиции США, которое в своем докладе высказалось однозначно. Если жертвы отравителей выиграют, то встанет под вопрос вся внешняя политика Соединенных Штатов. Возможность президента вести войну за границей будет катастрофически ограниченна. Смысл в этом, конечно, есть. Если вьетнамцы выиграют процесс, то и югославы, жертвы шариковых бомб и ядовитой урановой начинки противотанковых снарядов, а потом и иракцы и, Боже упаси, прочие пострадавшие от защиты демократии смогут судить изготовителей и торговцев, простите клише, смертью и увечьем (американское правительство напрямую судить, естественно бесполезно). Успех иска может впервые вынудить часть промышленности отказаться от участия в любые военных заказах, а сами США - изменить направление внешней политики. Зная, что в последние пятьдесят лет США превратились в государство полувоенное, милитаризированное и ориентированное на вечную войну где-то заграницей, иск жертв «оранжевого агента» оказался действительно серьезной угрозой -  если перефразировать небезызвестного консула, ставшего императором, ударом, нацеленным прямо в сердце зверя.

Одно дело - о чем пишет Justice Department, а другое - сама справедливость. Суд в Америке, как все знают, в отличие от суда российского, независимый, правосудие кристально чистое, а судьи беспристрастны.

10 марта 2005 года дело рассматривалось федеральным окружным судьей в Бруклине Джеком Вейнштейном (Jack B. Weinstein, воспроизведение фамилии тут традиционно для русского языка, а не фонетическое), в прошлом известным своим вкладом в процессы о возмещении ущерба немецкими и австрийскими фирмами жертвам Второй Мировой войны, а зачастую и их непрямым потомкам. Его честь Джек Вейнштейн дело вьетнамцев немедленно выкинул - в иске им было отказано. В объяснение же судья Джек Вейнштейн сообщил «общественности», что целью «оранжевого агента» не являлось причинение смерти и уродств, и посему его использование не военное преступление, а тем более не военным преступлением является продажа такого полезного товара. Конечно, судья беспристрастен и независим. Чисто гипотетически интересно, какая реакция последовала бы от того же Госдепа США, если бы российская армия вдруг сдуру начала выводить сорняки или травить грызунов в Чечне газом или каким-нибудь жидким, распыляемым с самолетов, гадким ядом. Но самая важная причина, по объяснению судьи, почему в иске было отказано, это то, как посчитал Джек Вейнштейн, что жертвы не смогли доказать связь между «оранжевым агентом» и каким-либо вредом. Истцы не представили убедительных доказательств, свидетельствующих, что поливание их «оранжевым агентом» и другими химикатами причинило им вред.

В апреле 2005 года дело идет на апелляцию. На апелляционный процесс истцы и миллионы им сочувствующих возлагают определенную надежду. Суд в Америке, повторимся, свободный, беспристрастный, честный, объективный и независимый.

Необходимо упомянуть, что правительство США еще платит пособия по инвалидности более 10 000 ветеранам, имевшим дело с «оранжевым агентом» (почти все, кто со смесью работал непосредственно, уже умерли, в основном от рака).

Первый процесс со стороны ветеранов Вьетнамской войны состоялся в 1978 году. Тогда Пол Ройтершэн (Paul Reutershan), имевший дело в армии с «оранжевым анентом», подал иск на своих отравителей. В декабре 1978 он умер от рака. В конце семидесятых годов коллективный иск, составленный из нескольких частных гражданских дел, возбужденных отравленными ветеранами против производителей “оранжевого агента”, оказался перед федеральным окружным судьей в Бруклине. Огромный список страшных болезней (в основном различных форм рака) был представлен организацией американских ветеранов войны во Вьетнаме (Veterans of the Vietnam War, Inc.). Федеральный судья в 1983 году признал, что последствия использования или соприкосновения с «оранжевом агентом» могут быть катастрофичными и, кроме государства, и производители “оранжевого агента” также несут определенную ответственность. Разумно не дожидаясь назначения размера ущерба этим судьей, производители яда, теперешние ответчики по вьетнамскому иску, предложили сами платить за ущерб американским жертвам “оранжевого агента”. В мае 1985 под руководством все того же федерального судьи был создана особая программа возмещения ущерба (хотя такой ущерб деньгами просто не возместить) ветеранам-жертвам “оранжевого агента”, известная как the Agent Orange Veteran Payment Program. В этот компенсационный фонд изготовители отравы тогда перечисли 180 миллионов долларов. Остается лишь заметить, что федерального окружного судью, сумевшего вытрясти деньги для отравленных “оранжевым агентом” ветеранов, звали... Джек Вейнштейн (Jack B. Weinstein).

Самое примечательное в этой истории, впрочем, в том, что из нее сложно извлечь какие-то новые выводы. Ну что, собственно говоря, произошло? Наивные вьетнамцы решили воспользоваться довольно странным американским законом, чтобы вытребовать с Америки весьма приличные суммы в американском же суде. Америка же в лице федерального судьи деньги давать не захотела, а вьетнамцев фактически попросила выйти вон. Что нового мы узнали о государствах, двойных стандартах или возможностях беспристрастного суда по вопросам, затрагивающим государственные интересы? Скорее, повод для удивленных разговоров могло бы дать удовлетворение иска – тогда можно было бы порассуждать о том, что где-то лозунги не расходятся с реальностью, и если уж говорится, что суд – объективный и независимый, то он и будет объективным и независимым абсолютно во всех случаях, а не просто в большинстве. Просто, видимо, не стоит зачаровываться лозунгами. И, наконец, понять, что реальная жизнь и реальная политика не вписываются в них нигде и никогда. Правда, самым глупым стало бы впадать от осознания этого факта в истерию и выдвигать в ответ что-нибудь, по смыслу так или иначе сводящееся к сакраментальному: «Америка – параша, победа будет наша!».

Можно возразить, что сама Америка похоже, всерьез верит в лозунги о «Светоче свободы» и «Храме на холме» и пытается исходя из них строить внешнюю политику. Однако в конечном итоге, это создает самые большие проблемы самим Соединенным Штатам. Во-первых, как показывает описанный случай, на этом очень легко пойматься, а во вторых, история знает слишком много не самых впечатляющих примеров того, куда уводит лозунговая политика.

29.03.2005
Евгений Сухарников

Версия для печати
Обсудить

Все Реплики


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский


  Архив реплик
 

Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев

07.12.2007   
Национальный лидер не бывает неформалом
Загадка управления преемником
Сергей Шелин

06.12.2007   
Фальсификация фальсификаций
Реальные и мнимые проблемы на выборах в России
Александр Филиппов

05.12.2007   
Чавес в раздумьях
Проиграв референдум, президент не потерял власть
Максим Артемьев

04.12.2007   
Петербургская аномалия
Уроки полунеудачи «ЕР»
Сергей Шелин

30.11.2007   
Суд вместо предвыборной кампании
Зачем арестовали Окруашвили
Дмитрий Нерсесов

28.11.2007   
Во-первых, это красиво…
Аннаполис: вершина переговорной шестидесятилетки
Сергей Шелин

26.11.2007   
Негодные средства
До выборов в Государственную Думу осталась одна неделя
Михаил Бударагин

23.11.2007   
Наведенная оппозиция
Петербургский эскиз Гражданского Собора
Сергей Шелин

22.11.2007   
Узнай президента
Что скрывает детский сайт Владимира Путина
Олег Кашин

21.11.2007   
Король сердится
Испанский монарх осадил Уго Чавеса
Максим Артемьев

19.11.2007   
Точка невозврата
До выборов в Государственную Думу осталось две недели
Михаил Бударагин

16.11.2007   
Буш хвалит доллар
Потому что остальных он начинает пугать
Сергей Шелин

15.11.2007   
Лукавая цифирь
Еще раз по поводу опроса о справедливости
Сергей Ильин

14.11.2007   
Грузия: перезагрузка
Как выходить из политического кризиса
Дмитрий Нерсесов


Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера