Видя, что депутаты Государственной Думы как никогда тверды в своем желании определять репертуарную политику, руководство Большого театра пригласило сегодня сорок законодателей на генеральную репетицию оперы "Дети Розенталя" - произведения, заведомо объявленного порнографическим и оскорбляющим общественную нравственность.
Нетрудно представить народных депутатов в зеленом бархате кресел нового здания ГАБТ отводящими глаза от сцепленных на животе пальцев рук, чтобы получше разглядеть замысловатый плафон и тяжелые хрустальные люстры, запомнить все, чтобы в какой-нибудь своей новой евроквартире обязательно устроить что-нибудь подобное, и непременно с мрамором, и зеркала, и еще эти таблички с красивыми словами "бельэтаж", "ярус", "бенуар"... Бенуар! Какая красота, какая сила и мощь, высокая поэзия, животворящая душа заключена в нем! И подумать только - вот это вот искусство, вот эту вот сокровищницу русской культуры, ее достояние и непреходящую ценность намерен осквернить, опозорить, обгадить порнограф.
Депутаты не будут смотреть на сцену, не станут слушать музыку - мнение о постановке составлено, оглашено и обжалованию не подлежит. По этой причине решение администрации Большого театра пригласить их на генеральную репетицию выглядит странно. Сначала, желая переубедить депутатов относительно порнографии, руководство ГАБТ отправляет им написанное Сорокиным либретто. Депутаты непоколебимы. Тогда театр снабжает их бесплатными билетами и униженно зовет на генеральный прогон, будто народные избранники - коллективная Фурцева. Пора бы пресс-центру ГАБТ сделать важное сообщение: премьера оперы "Дети Розенталя" состоится не завтра, а сегодня. Прозвучит новое слово в искусстве - опера с ОТК, госприемкой и худсоветом.
Впрочем, аналогия с Фурцевой неверна. Простая ткачиха - тонкий знаток музыки рядом с нынешними депутатами. Даже знаменитая статья 1936 года "Сумбур вместо музыки", обличившая творчество композитора Шостаковича, писалась в справедливой убежденности, что именно он является автором оперы "Леди Макбет Мценского уезда", а не либреттист Прейс. Следуя же логике депутатов ГД, оперы пишут не композиторы, а писатели. Автором "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы" является не Петр Ильич Чайковский, а брат его Модест Ильич, "Псковитянку" сочинил не Римский-Корсаков, а Мей, "Аиду" - некто Гисланциони. Все до одного они были порнографы, но более других преуспел итальянец Пиаве, создавший оперу "Травиата" - открытую пропаганду проституции.
В таком случае желание администрации ГАБТ пригласить на генеральный прогон депутатов видится вполне понятным. Вероятно, директор Анатолий Иксанов, главный дирижер Александр Ведерников и режиссер-постановщик Эймонтас Някрошюс рассудили, что депутатам неплохо хотя бы раз в жизни побывать на оперном спектакле. Насладиться лепниной, люстрами и бенуарами и заодно получить шанс понять, что оперным текстом является музыка, а не либретто, и пишется она при помощи нот, а не при помощи слов. А потому предъявлять какие бы то ни было претензии Сорокину неуместно, а Десятникову - рано, неплохо бы для начала выучить нотную грамоту.
Результат эксперимента будет известен сегодняшним вечером. К сожалению, его легко предсказать. Сорок человек в бархатных креслах будут взирать на хрусталь, мрамор и гипс, вздыхать и ерзать, сладостно шептать слово "бенуар", отмечать некоторое сходство помещения с залом заседаний, удивляться, что выступающие не говорят, а поют, а председательствующий вместо того, чтобы сидеть, стоит и машет руками. Под музыку сладко мечтается о новой квартире, о театральном буфете и снова о квартире с барочными гирляндами, совсем, как тут. Через два часа, матерясь, разойдутся они защищать русскую культуру, которая после всего сегодня случившегося и в самом деле нуждается в серьезной защите.