В российско-латвийский диалог решил внести свою лепту Платон Еленин, явившись в Ригу в видах разворачивания борьбы за гражданские права по формуле, чрезвычайно устраивающей местные власти - "Я считаю, что эту ситуацию специально поддерживает Россия, которая использует русских как пятую колонну в Латвии", а также с целью покупки недвижимости и СМИ. Латвийские СМИ пусть хоть все скупает - нам-то что, но сдается, что Еленин съездил в Ригу, исходя из более простых соображений.
Хоть Британские острова благоустроеннее и обширнее, нежели о. Св. Елены, все равно Прометею скучно быть прикованным к скале и хочется нести людям огонь. Равно как и дразнить В.В. Путина. Выбор плацдармов невелик - не всем охота мараться, приходится являть резвость то в гостях у революционера Саакашвили, то у латвийских фашиков. По мне хоть пес - лишь бы яйца нес. Тем более, что риторическое оформление дразнилок самое возвышенное - "Я считаю, что Латвия - демократическая страна. И как ко мне отнеслись в Англии, так, я считаю, ко мне должны отнестись и в Латвии".
Если так, то вся цивилизованная континентальная Европа - сплошь недемократическая, потому что ни во Франции, ни в Бельгии, ни в Германии Платон появляться не рискует. Но возможно более убедительное объяснение. Цивилизованность как раз и состоит в неприятии принципа "По мне хоть пес..." (по крайней мере на публичном уровне, когда есть риск быть схваченным за руку), и критическое отношение к российской политике еще не является основанием для полной неразборчивости в связях. От того, что В.В. Путин, с точки зрения континентальных европейцев, не во всем прав (да хоть бы и во всем неправ), вероятная замазанность Еленина в ряде очень темных (и как бы даже не мокрых) дел никуда не девается. Прослыть покровителями такой личности никому не хочется - оттого Платону и приходится ездить к таким особым людям, как Саакашвили и Вике-Фрейберга.
Другой вопрос, каким должен быть цивилизованный ответ на дразнилки. Можно было бы ограничиться молчаливым презрением, когда бы не то обстоятельство, что в своих играх с Елениным Великобритания и Латвия демонстрируют весьма специфическое отношение к международным законам и обычаям, предполагающим ответственный контроль государств за своими границами и ответственное же отношение к документам, выдаваемым от имени государства. Великобританский документ на имя Платона Еленина и латвийский ответ - "Никакой Березовский к нам не приезжал" - не являются примерами такого ответственного отношения.
Осуждать МИД РФ за выставление 287-го китайского предупреждения вряд ли справедливо. Когда есть воля проводить долгосрочную и последовательную политику, коллекционирование китайских предупреждений вполне кстати. "Часы летят, а грозный счет меж тем невидимо растет", и в один прекрасный день он будет предъявлен к оплате. Проблема в том, что китайские предупреждения - дело необходимое, но не достаточное.
Кроме предупреждений, есть еще и меры, по-дипломатически называемые "на основе взаимности". Если МВД Великобритании выдает такие интересные документы, это значит, что веры их паспортам немного и при проверке на границах РФ вполне уместна повышенная бдительность - "Мы очень сожалеем, но поскольку в вашем МВД завелись чистоделы, мы должны все проверить, и вам придется несколько часов поскучать". Если Латвия демонстрирует, что ее границы - проходной двор и никакие официально признанные запросы на розыск подозрительных личностей ей не указ - соответственно, и отношение к лицам, прибывающим в Россию через латвийскую границу, может быть выборочно бдительным. Желательно, конечно, чтобы объектом бдительности были не столько сугубо частные, сколько достаточно видные лица, которым особенно обидно.
Совершенно не нужно бить по Еленину, который от этого только в восторге, но его покровители не должны думать, что у них есть монополия на применение принципа "по форме правильно, а по существу издевательство". Они должны на своей шкуре испытать, что по форме правильно могут действовать также и российские власти. В дипломатической истории опыт мер на основе взаимности показывает, что в 99% случаев, испытав на себе, как оно бывает, когда по форме правильно, иностранная держава приходит к выводу, что иные забавы являются чрезмерно дорогостоящим удовольствием, и уровень взаимного приличия по молчаливому соглашению повышается. Если поездка Еленина в Ригу породит ряд мер на основе взаимности, есть основания надеяться, что и Латвия и Великобритания оценят, сколь уместным и выгодным является применение ума и такта к международным делам.