Конкурс на лучшую госидеологию для России все еще не закрыт. Однако, если в середине девяностых призывы к заинтересованным лицам подавать заявки раздавались прямо с высоких трибун, то сейчас ситуация несколько изменилась. Власть и общество идут путями двух параллельных прямых.
Сверху внедряется идея «стабильности» и «укрепления вертикали», по мере её развития становящаяся все менее понятной и, соответственно, менее интересной массам, в основном из-за разрыва причинно-следственных связей. Почему, например, первостепенной мерой по борьбе с терроризмом становится отмена выборности губернаторов? Снизу, в свою очередь, поступают все новые проекты, аналогичным образом нимало не затрагивающие умы власть предержащих, отмахивающихся от этих инициатив как от назойливых мух. Действительно, к чему эти дилетантские потуги для титанов мысли, занятых куда более головоломными трюками, вроде создания «Общества анонимных миллиардеров», покупающего «Юганскнефтегаз».
Наиболее печальным следствием отсутствия глобальной идеологической концепции становится кризис идентичности большинства населения. Ответ на простенький вопрос «кто мы такие?», несмотря на всю его философскую отвлеченность, все же является одним из основополагающих, и именно на этом важном направлении наблюдаются разброд и шатания. Проект «советские люди» дал трещину в августе 91-го и был окончательно добит в Беловежьи. При этом миллионы наших соотечественников до сих пор продолжают считать себя «советскими», хотя их число неуклонно сокращается со сменой поколений и когда-нибудь будет сведено к нулю. (Здесь подлинный либерал может ухмыльнуться: «когда умрет последний раб»).
Ельцинские «дорогие россияне» как-то не прижились из-за некоторой анекдотичности самого лидера и полной неопределенности термина. В Чечне, например, одни «россияне» сперва наваляли другим, потом получили в ответ, и так с переменным успехом еще не один раз. Доходчиво объяснить «кто есть где», не прибегая к дополнительным построениям вроде «федералы» или «сепаратисты», при одинаковом гражданстве и степени «россиянскости» противоборствующих сторон, оказалось решительно невозможно.
Теория «единого мирового пространства» и «общечеловеческих ценностей», активно насаждаемая зарубежными специалистами тоже пробуксовывает. На практике чаще всего выясняется, что и «общечеловеки» из нас почему-то получаются второго сорта и приглашения в «золотой миллиард» нам не видать как своих ушей.
Быть просто «гражданами РФ» и гордо нести это высокое звание пока нет никаких реальных предпосылок. Все-таки знакомое с античности понятие «гражданин» предполагает не только приписку к месту проживания и набор обязанностей, но и некоторые права, уважительное отношение власти, следование Конституции и тому подобные занимательные мелочи. Трудно представить себе подлинного гражданина, нервно вздрагивающего при виде проходящего мимо наряда правоохранителей собственного, а не оккупационного государства, по тривиальной причине нежелания быть обобранным или избитым.
В отсутствие разъяснений с заоблачных государственных высот не иссякает народное и индивидуальное творчество. Вносят свою лепту и идеологи альтернативного направления – русского национализма. Так 22 декабря в помещении Союза Писателей на Комсомольском проспекте прошла презентация новой книги сопредседателя и идеолога Национально-Державной партии России А.Н. Севастьянова «Время быть русским». После вполне ожидаемых констатаций того, что «народу, давшему название всей стране», живется совсем не сладко и что «рождаемость среди русских значительно ниже рождаемости на национальных окраинах и среди мигрантов», была в очередной раз озвучена концепция государства «Россия для русских», на практике говорящая четко и ясно: территория Российской Федерации должна и дальше сокращаться.
В Советском Союзе численность русских вплотную приблизилась к 50 процентам от всего населения, поэтому процесс «сброса инородческих окраин» был не просто закономерен, а якобы абсолютно необходим. Сейчас ситуация близится к повторению – значит надо избавляться от Дагестана, Ингушетии, само собой – Чечни и т.д., вплоть до крохотной Тувы, не дающей покоя «коренному населению» путем засылки своего эмиссара Шойгу во власть. Тот факт, что с распадом СССР за границей оказалось 25 миллионов русских, а с дальнейшим усыханием РФ к ним прибавится еще несколько миллионов, не упоминался за очевидной малозначительностью. К чему портить стройную теорию? Зато под заявлениями о необходимости радикальным образом улучшить жизнь миллионов русских подписался бы каждый человек доброй воли.
Многочисленные упреки отечественных правозащитников и иностранных обозревателей в «великодержавном шовинизме» и «имперском синдроме» не прошли даром. Националисты пожелания во многом учли: проект вполне «малодержавный» - границы «России для русских» окажутся куда меньше нынешних, да и «антиимперский» - мононациональная империя невозможна по определению.
Только вот с наполнением этих границ выходит неувязка. Вместо чаемой либералами трансформации России в полтора десятка разнообразных «швейцарий», застроенных коттеджными поселками, где счастливый «ле мюжик» по утрам опохмеляется алкогольной продукцией какого-нибудь местного «Шато де Воловьи Лужки», закусывая пармезаном, перед взором доброжелателей может встать совсем иная картина. Причем такая, какую мы сейчас и представить в полной мере не можем.
Нужно завязывать с мифологией, согласно которой националист – это бритоголовый подросток-недоучка, для «вразумления» которого достаточно наряда ОМОНа. Респектабельный, внешностью и ораторскими данными напоминающий Пуришкевича, г-н Севастьянов соответствует этим данным разве что бритоголовостью, неплохо ориентируется в юриспруденции и совсем не желает нарываться на карательные меры. Его дело – агитация, которую в свободном обществе запрещать не принято. Противостоять ей может только грамотная государственная политика, в том числе и напрямую направленная на улучшение благосостояние государствообразующего народа – русского. А там уж посмотрим, что перевесит – «новый русский национализм» или многосотлетняя традиция великодержавной российской государственности.