GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Рождение формулы патриотизма

Русская идея - дважды самодержавна и дважды православна

С 1833 по 1849 гг. министром народного просвещения был Сергей Семенович Уваров (1786-1855). Сергей Семенович человеком был образованным и в деле просвещения понимал (с 1818 г., то есть с 32 лет, и до смерти он был президентом петербургской АН). Годы его министерства называют «золотым веком» Московского университета. Новый Устав Университета 1835 г. слегка урезал автономию, но полностью ее не уничтожил. И при Уварове были в Университете замечательные профессора, наиболее знаменитые из которых - Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Г. Редкин и К.Ф. Рулье. Кроме того, Уваров имел хороший слог, был знатоком античной культуры; но при этом немножко карьерист.  

И все бы ничего, но одна из выдумок образованного карьериста – теория официальной народности – в условиях абсолютного идеологического вакуума начинает привлекать усиленное внимание, и в призрачном свете этого внимания вновь и вновь выступает на подмостки российской истории Сергей Семенович, чиновник и почитатель искусств, человек образованный, но находящийся целиком в рамках чиновной системы, - типаж, имеющий большое будущее.

Прежде всего надо сказать, что историческая формула русского народа родилась у Уварова при составлении «Отчета...» государю после осмотра Московского университета. Уваров был назначен в 1832 г. товарищем министра народного просвещения, командирован для осмотра Московского университета и выразил в «Отчете...» свое понимание задач высшего образования: «Утверждая, что в общем смысле дух и расположение умов молодых людей ожидают только обдуманного направления, дабы образовать в большем числе оных полезных и усердных орудий правительства, что сей дух готов принять впечатления верноподданнической любви к существующему порядку <….> я твердо уповаю, что нам остаются  постепенно завладевши умами юношества, привести оное к той точке, где слияться должны к разрешению одной из труднейших задач времени, образование правильное, основательное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплой верой в истинно русские охранительные начала Православия, Самодержавия и Народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества» (цит. по: Лемке, 1904, с. 186-188).

Это и есть рождение триединой формулы. Вот так из придаточного предложения родился лозунг, из лозунга – идеология, и несколько неудобно даже подумать, что ничего лучшего чуть ли не за 200 лет родить так и не удалось. Впрочем, и эта формула не является целиком русским произведением: Уваров состоял в переписке с петербургским масоном и одновременно иезуитом де Местром и был его идейным выучеником.

Далее в своем «Отчете...» Уваров рассуждает об «укрощении в журналистах порывов заниматься предметами, до государственного управления относящимися», о литературной неудобице, ибо «разврат нравов приуготовляется развратом вкуса», и постепенно приходит к выводу о необходимости ввести в России серьезную цензуру, коя бы недозрелые умы охраняла от предерзостных усилий ученых и журналистов, которые сами не понимают, что они пишут, а тем временем распространяющих «европейские идеи»: «В нынешнем положении вещей и умов нельзя не умножать, где только можно, число “умственных плотин”» (Уваров, цит. по: Лемке, 1904, с. 188).

Неудивительно, что человек, призвавший к умножению числа «умственных плотин», становится во главе комитета по цензуре. И в дальнейшей своей деятельности он даже разъяснил свою уникальную формулу: «...русская народность... в чистоте своей должна выражать безусловную приверженность к православию и самодержавию... все, что выходит из этих пределов, есть примесь чуждых понятий, игра фантазии или личина, в которую злоумышленные стараются уловить неопытность...» («Об украинско-славянском обществе, Рус. Архив, 1892; цит. по: Лемке, 1904, с. 190). Кто алгебру разумеет, сочти состав русской идеи: идея = православие + самодержавие + народность, народность = православие + самодержавие. Отсюда русская идея дважды православна и дважды самодержавна, собственное же содержание русской народности = 0.

Конец Уварова также архетипичен для России. Образованный карьерист и председатель Комитета по цензуре был обуреваем искренними позывами к спасению России, а что до средств – так они же во благо. Но нашлись и более решительные радетели, и образовался комитет из графа С.Г. Строганова, барона М.А. Корфа, Дубельта и других, особо приближенных к государю людей, которые стали надзирать за цензурой и находить, что слишком многое она, руководимая Уваровым, упускает. Уварову стали сверху делать «козу». Он счел это оскорблением для своей чести – ведь это он придумал цензуру! он ей столько лет благоуспешно руководил! и вдруг ему же в рыло... Понять эту манеру образованное сердце Сергея Семеновича было не в состоянии.

Он боролся, как лев, с наступающими силами реакции, отстаивал свое видение цензуры, но цензура уже мирно кушала его самого. Было высказано неодобрение цензурного комитета на собственную статью Уварова об образовании, в которой он якобы проводил несогласные с правительственной линией взгляды. Тогда, в 1849 году, высшие и осведомленные члены общества обсуждали якобы готовящийся проект о закрытии в России университетов – как рассадников всякого неблагонамеренного народонаселения (вот сейчас повеяло… теперь, правда, речь о закрытии институтов).

Уваров, как он был человек просвещенный, не мог не выступить на защиту правительства, что де такого злого дела и в мыслях ни у кого не было, а университеты наши - надежа и опора государя. Статья произвела на народонаселение сильное впечатление, ходила по рукам... Властям предержащим почему-то всегда не нравится, когда какая-то статья ходит по рукам и активно читается, будь то даже статья министра просвещения и одного из начальников цензуры. Ну и получил Уваров от вскормленной им цензуры: «Статья сия, по внешнему ее изложению, не имеет ничего предосудительного... Но если вникнуть во внутренний смысл, то ясно, что здесь есть неуместное для частного лица вмешательство в дело правительства...» (цит. по: Лемке, 1904, с. 227).

Думаю, что Уварова подвело то, что герменевтики – науки об истолковании текста – тогда

еще не было, и некому было объяснить образованному графу, что, вникая во внутренний смысл, при некотором усилии всегда можно найти тот смысл, который искать было угодно. Поэтому усилия цензуры, должным образом ориентированной, всегда оправданны. Наивный Уваров этого не знал, но наши современники и продолжатели его воистину живущего в веках дела – они-то уж должны это знать. Ну, короче говоря, император просмотрел статью Уварова в защиту университетского образования в России и выразил мнение: «Знать, как сие могло быть пропущено», и высшие чины не преминули Уварову попенять. Он еще крепился, съездил в Москву, в Университет, где, можно сказать, началась его карьера и счастливая мысль о русской идее посетила его голову, написал благонамереннейшую и тишайшую статью о Московском университете, - и получил от умеющей находить внутренний смысл цензуры новый втык самого, однако, обидного свойства.

Не снеся издевательств, Уваров в 1849 г. подал в отставку. С.М. Соловьев дал ему характеристику афористическую, сказав, что Уваров «придумал эти начала, т.е. слова: православие, самодержавие и народность; православие – будучи безбожником... самодержавие – будучи либералом, народность – не прочитав за свою жизнь ни одной русской книги... Люди порядочные, к нему близкие... с горем признавались, что не было никакой низости, которой он не в состоянии сделать, что он был кругом замаран нечистыми поступками».

Читая эту эпитафию, надо помнить, что уровень нравственности во дни Соловьева был по нынешним меркам недосягаемо высок, и тогдашний «низкий человек» есть сегодня нереалистическая утопия и ангельский образ (Сергей Семенович, очень может статься, даже и не воровал – как в это ни трудно поверить). Но сила традиции велика: и по сию пору это вполне распространенный типаж – атеист, признающий полезность религии, свободолюбец, выступающий за ежовые рукавицы, человек европейского образования, стремящийся к сугубой народности культуры.

22.12.2004
Георгий Любарский

Версия для печати
Обсудить

Все Реплики


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский


  Архив реплик
 

Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев

07.12.2007   
Национальный лидер не бывает неформалом
Загадка управления преемником
Сергей Шелин

06.12.2007   
Фальсификация фальсификаций
Реальные и мнимые проблемы на выборах в России
Александр Филиппов

05.12.2007   
Чавес в раздумьях
Проиграв референдум, президент не потерял власть
Максим Артемьев

04.12.2007   
Петербургская аномалия
Уроки полунеудачи «ЕР»
Сергей Шелин

30.11.2007   
Суд вместо предвыборной кампании
Зачем арестовали Окруашвили
Дмитрий Нерсесов

28.11.2007   
Во-первых, это красиво…
Аннаполис: вершина переговорной шестидесятилетки
Сергей Шелин

26.11.2007   
Негодные средства
До выборов в Государственную Думу осталась одна неделя
Михаил Бударагин

23.11.2007   
Наведенная оппозиция
Петербургский эскиз Гражданского Собора
Сергей Шелин

22.11.2007   
Узнай президента
Что скрывает детский сайт Владимира Путина
Олег Кашин

21.11.2007   
Король сердится
Испанский монарх осадил Уго Чавеса
Максим Артемьев

19.11.2007   
Точка невозврата
До выборов в Государственную Думу осталось две недели
Михаил Бударагин

16.11.2007   
Буш хвалит доллар
Потому что остальных он начинает пугать
Сергей Шелин

15.11.2007   
Лукавая цифирь
Еще раз по поводу опроса о справедливости
Сергей Ильин

14.11.2007   
Грузия: перезагрузка
Как выходить из политического кризиса
Дмитрий Нерсесов


Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера