«Твоя захватывающая повесть о том, как именно у вас на Каргополье солят рыжики, может напугать и огорчить москвича. Он и так втайне уверен, что жители странной и опасной страны, окружающей Москву, обитают в избах, питаются сырой моржатиной и поклоняются Матери-Оленихе» (Д.Горский)
Интернета у нас на Зап.-Сиб. ж/д нет. Зато есть интранет. Не Бог весть какая полезная вещь, но за отсутствием лучшего сходит на ура. Живут в нем люди по обычным законам хоть и урезанной, но сети, есть там свои чаты, форумы, аськи, персональные странички и прочие коммуникации. Лично я к подобным средствам глубоко равнодушна, общаться с железнодорожниками стараюсь только в пределах рабочей комнаты и по делу, зато подписана на пару рассылок humor и kino. Объяснять нет нужды, какая из них зачем, так что я заканчиваю присказку и перехожу к сути.
В пятницу в «хумор» бросили сабж - статью из Men's Health’а. (Это такой журнал, если кто не в курсе. Вроде как для мужчин, но его очень любят читать женщины, им кажется, что посредством хелфских публикаций они поймут мир представителей сильного пола. Самое интересное, что им это удается, ибо загадки, по MНу, сильного пола просты и малочисленны. «Что бы съесть для наращивания мышц, чем бы заняться для наращивания мышц и как удовлетворить женщину» - вот три кита любого современного мачо, с точки зрения тамошнего редактора. Регулярные погружения в данный ограниченный мирок вселяют в прекрасную половину человечества ненужные надежды (в этом виноват пункт третий) и некоторые недоумения (пара очков в пользу первых двух), в целом же чтиво не скучнее Cosmo (что думают мужчины, листая его, я даже и гадать не берусь), но о публицистике позже, я обещала смотреть в корень. Закрываю скобку).
Так вот, в пятницу в рассылку «хумор» из этого, с позволения сказать, образчика современной глянцевой печати бросили статейку. Заголовок она носила интригующий - «Сами мы местные. Сдаем Москву» и, как правдиво из него следует, ни упражнения для своего тела, ни позы для чужого в себе не содержала - целиком и полностью не скажу, сколько физически страниц, а в виртуале 12 килобайт были посвящены на редкость интересному вопросу. «Польстившись на посулы редакции», автор, как истинный житель столицы, «ради денег» «предал» «свою малую родину» и расписал нам, ея гостям, «как усыпить бдительность москвичей и стать среди них своим в доску».
Не знаю, что перед кем, а передо мной проблема вливания в подлужковскую среду до сих пор как-то не стояла (то есть, может, она и стояла, да я ее не замечала – не знаю). Но если вдруг в будущем я с чем-нибудь подобным столкнусь, теперь уже не растеряюсь, спасибо Даниле Горскому, ибо оказалось, что влиться в круг столичных аборигенов можно просто походя и с пол-пинка без всякой прописки. Главное: обзавестись амнезией, собакой, все равно какими странностями, начать стебаться, беседовать ни о чем (и исключительно, конечно же, на смеси английского все равно с каковским), поглощать труднопроизносимый чай, представляться только по имени, ни ногой не ступать в музеи и не разговаривать о рецепте рыжиков под страхом смерти от всех ядовитых грибов России.
Ну, да Бог с ним, с изложением тезисов, последующие рассылочные обсуждения оказались куда интереснее самой статьи. К ним и обращусь.
Сразу скажу, что провинция достаточно долго молчала. В буквальном смысле. Обретя же, наконец, дар речи, стала размеренно и убедительно проезжаться по Men's Health’у. Идиллия держалась, пока не проснулась Московская железная дорога. Буквально сразу в ход пошла ненормативная лексика, причем, что интересно, не в адрес того самого Данилы, а в уже давно отоспавшуюся глубинку, которая, де, их, европейцев, не понимает, а потому изображает в мыслях, как может (а может она, конечно же, плохо). Отоспавшаяся глубинка набросилась на Москву с утешениями, заодно опять проехалась по Men's Health’у. Москва не утешилась и настояла на том, что вся остальная Россия за пределами МКАД считает ее чудовищем.
В общем, встретились, поговорили.
Сама я в процессе разборок участия не принимала, но сочувствовала, конечно же, «своим». Уж очень глупо вели себя столичники. Добрые слова отметали, стремления лично приехать и начистить Даниле рожу пропускали мимо глаз, просьбу рассказать о себе заместо него встречали снобистским «буду я еще кому попало, вчера с дерева слезшему, говорить о святом!» Короче, всеми силами оправдывали утверждение того же автора о тайной уверенности москвичей в том, что вся остальная Россия еще даже не покинула пещеры, а каменный топор успела изобрести исключительно Садовому кольцу на погибель. После пары дней таких пассажей терпеливость вне-белокаменных собратьев стала удивлять меня не на шутку. Но потом я поняла, что значительное место имеет не только и не столько определенная мудрость, сколько вполне понятная виноватость и отчужденность в целом.
Любой провинциал точно знает, что он Москву, мягко говоря, не любит. И за столицу России не считает. Разве что номинально. И то потому, что приучили с детства. А раз так, то ни отрицать совсем явно не будет, но и ругаться, да еще ненормативом, не станет, как не станет ругаться с иностранцем каким. Плечами пожмет и промолчит. Чего больше в таком отношении – неприязненности или равнодушия, сходу и не разберешься…
Тем страннее смотрятся порывы мачехи-столицы. Так и кажется, что ей действительно обидно. Посмотришь со стороны – чего ж тебе, сытой и праздничной, эгоцентричной и самодостаточной еще надобно? Зачем тебе мое отношение? Оставим взаимно друг друга, непохожие, чужие, в напряженном покое.
Но если кому действительно обидно, он поневоле вызывает сочувствие.
Даже когда Штаты, предельно эгоистичные, вдруг начинают заботиться о впечатлении, которое они производят на другие страны, тщась понять, «за что же нас, таких хороших, не любят», и то нечто определенно теплое в душе просыпается. Что уж говорить о своем, все-таки, как ни крути, истинно и кровно родном городе…
А он ведь в самом деле заинтересовался и озаботился сторонним мнением. И не в облике Московской ж/д, увы, Московская ж/д так и ушла, хлопнув дверью, поставив свое «а мне плевать, что вы думаете!» последней точкой. Другие структуры, не менее значимые («Евразия-Медиа», Департамент инвестиционных программ строительства Москвы, газета "Известия", ВГТРК, Международная конфедерация журналистских союзов и Международная академия телевидения и радио) решили собрать внешние наблюдения посредством специально объявленного конкурса. Называться он будет «Немосквичи о Москве» и цель преследовать вполне благую – понять, «за что же нас так»…
К сожалению, благость начинает приобретать сомнительные очертания, ибо уже на этом этапе обнаруживаются немного прилизанные черты. «Не любят» говорить прямо организаторам не хочется, так что условием участия в конкурсе выступает словосочетание «с любовью», именно с ней надо первопрестольную и описывать, никак иначе. Сокрушение задумщиков действа по поводу того, что «в регионах существует искаженное представление о Москве», тоже выглядит не то чтобы. В общем и целом, создается ощущение, что все-таки не столько столицу будут видоизменять в соответствии с впечатлениями России, а Россию опять же подгонять под желаемые впечатления Москвы. И то ладно, что не силами морских пехотинцев…