Да-да-да! Прав был Артемий Троицкий: девицы из «Тату» - это не идейные рок-борцы, а поп-деятели, успешно торгующие своей скандальностью. И ничем, конечно, кроме своей высокой ликвидности, они не характеризуются. «Что там у них в песнях? – То, что хорошо продается». Ответ исчерпывающий, ежели ставится вопрос о содержании и ценности. Есть предложение и есть цена. И есть спрос. Это прежде всего. А теперь, когда с этим определились, попытаемся разобраться, что там нынче в цене. И тут надо вспомнить неожиданное выступление Аллы Пугачевой. Она более чем резонно – просто как мать и как женщина – заметила, что в общем-то песенки все о пубертатном (ну, она другими словами говорила) одиночестве. Которое и в России, и в Англии, хоть и имеет отличия, но все же везде одинаковое. Для кого Пугачева не авторитет, могут прочитать примерно то же самое у Лидии Гинзбург. Ее удивляло, какой это дурак придумал миф о счастливой молодости – возрасте, на самом деле, тяжелом, одиноком, неустроенном и неуверенном.
В том-то и дело, что на двух девиц и их продюсера наезжают совсем не по делу. Что-то там у просвещенных мореплавателей заклинило. Особенно их раздражает то, что русские «татушки» снялись в одежде, которую обычно носят американские и английские школьницы. Разжигают, понимаете, старческое вожделение. Пропагандируют педофилию. (Обвинить совершеннолетних русских девиц в пропаганде лесбийской любви не решились, ибо это не политкорректно.) Странно, что до сих пор они не взъелись за это на Бритни Спирс, записавшей один из своих первых клипов именно в гольфиках, юбочке и всяком таком прочем. Она, правда, выбрала имидж девственницы. Ну, значит, и невинность хорошо продается. Да и «Тату» торгует невинностью. Но только не ханжески сдавленной, как у Бритни, а несколько ошарашенной гормональным шоком (пусть первым бросит камень тот, у кого его не было) и удивленной тем, что окружающий мир оказался не столь терпим и разумен, как ожидалось.
Успех «Тату» в России (коммерческий успех) свидетельствовал о том, что в обществе, у молодежи прежде всего, востребована терпимость. Да, терпимость, хотя и в поцелуях под дождем, и в гонке по зимней дороге были все атрибуты молодежного бунта. На составные части они раскладываются легко – чай, попса, причем честная, без претензий. Тем сильна, тем интересна, тем и показательна. Молодежь, которая требует (и вполне законно, вполне политкорректно), чтобы ей дали возможность (также вполне законную) заниматься сексом с кем хочется, как хочется и когда хочется, получила артикуляцию своих требований, причем на своем же языке. Вспомните, кстати, телекадры, снятые в Британии, – на демонстрацию в защиту «Тату» вышли тамошние юноши. Вот действительно, достойные представители просвещенных мореплавателей!
Разумеется, все мы знаем, что такое педократия, а потому бросаться перестраивать свою жизнь под формат MTV не стоит. «Смешон и ветреный старик». Более того, со всем цинизмом скажу: молодежь представляет для общества пусть потенциальную, но все-таки опасность. Поиски своих собственных путей социальной мобильности, новых критериев успешности всегда грозят вылиться в бунт. Но если современный западный мир был преображен шестьдесят восьмым годом, без которого не было бы неоконсерватизма восьмидесятых, додавившего Советский Союз, то в России всегда сохраняется опасность пугачевщины. Пусть молодежной, но пугачевщины. (Это я о той, емельянпугачевщине, к Алле Борисовне и прочим нашим современникам отношения не имеющей.)
И вот тут начинается еще одна загадка просвещенных мореплавателей, подаривших миру современные формы демократического парламентаризма, судопроизводства и прочее, прочее. Они борются с мировым терроризмом, готовы воевать с Ираком, но вовсе не горят желанием выдавать России Закаева. Ладно, не всяко лыко в строку - пусть сначала наша генпрокуратура научится составлять грамотные требования об экстрадиции. Но вот живет у них в стране Борис Березовский, который ныне играет в политической жизни России странную роль. Он финансирует тех, кто просто обречен на то, чтобы послать к нему в Лондон гонца с ледорубом. Ну, хорошо, выдающийся математик потерял инстинкт самосохранения, с учеными это бывает. Но англичане-то! Просвещенные мореплаватели! Хорошо, будем считать, что они недостаточно информированы. И вообще хватит о них. Успех «Тату» тем и плодотворен, что спровоцировал реакцию не только у британской общественности, но и у российских официальных лиц. Причем, реакцию неожиданную. Министр Швыдкой высказался в том духе, что, мол, российскую культуру девицы не представляют.
М-да… Нет, ежели это говорил шоумен и журналист Швыдкой, – то ничего. Частное мнение частного лица. Но в устах министра это звучит как приговор, особенно после похода нашей попсы к президенту с трогательной челобитной: запрети, батюшка-царь, петь охальникам под фонограмму. И дело ведь не в том, что сходили – ничего в этом плохого нет, тем более что Путин от всех попыток впутать его во внутренние попсовые разборки отбился, прочел краткую речь, сводимую к пушкинской формуле «ты царь – живи один». Так что позора Отечеству не было, равно как и ходокам. Но, с другой стороны, Отечеству пользы никакой, а ходокам – пиар. Не президенту, а именно ходокам; – ему даже Лариса Долина с Евгением Мироновым в государственном и предвыборном смысле совершенно без надобности. Он им нужнее - если вдруг захочется казенного позиционирования.
Ничего плохого в казенной культуре и казенных культуртрегерах нет – без этого не было бы архитектуры и монументальной скульптуры. И если сейчас точно будет определено, кто есть кто, кто своекоштный, а кто на жаловании, то это совершенно нормально, плодотворно и перспективно. Но совершенно недопустимо, если право национального представительства будет определяться государством. Все, что пишется, говорится и поется на русском языке, – русское. Все, что создано Россией или вдохновлено ею, даже если это иноязычная проза, живопись или музыка эмигрантов, имеет право представлять нашу страну. Звание национально-русского не может выдаваться ни государственными, ни общественными институтами – никем.
Сто лет назад были "Русские сезоны" с Анной Павловой и Нижинским, теперь - с Леной Катиной и Юлей Волковой. Печально? Наверное. Зато сто лет назад не было Швыдкого, а теперь есть.