Есть вечное в преходящем. К числу незыблемых ценностей, несомненно, относится художественное мастерство, в том числе и художника слова. О том ясно свидетельствует и внутренний опыт: видя перед собой шедевр кисти или пера, замираешь в невольном восторге, даже если сам сюжет картины не трогает чувств или оные смущает.
Нечто подобное испытал ваш покорный слуга, прочтя небольшой, но ёмкий текст Дмитрия Шушарина. На крохотном словесном пятачке примерно в тысячу слов мы успеваем познакомиться с историей советско-финской войны, содрогнуться при воспоминании о «сапёрных лопатках», встретиться с вечнозелёным еврейским вопросом, а также узнать, что в России есть вице-президент (правда, неформальный). И многое другое, что перечислять было бы затруднительно – лучше прочтите сам текст, он восхитителен.
Тем не менее, попробуем всё же разобраться в свалившихся на нас сокровищах мысли. Итак. Впытчивый читатель в первую голову узнаёт, что он живёт в государстве, управляемом злонамеренными идиотами, одержимыми желанием сделать «как хуже» себе и своей стране. Причём не то чтобы исполняя волю каких-то врагов нашей страны (жидомасонов там или западных спецслужб), а из какого-то извращённого эстетского мазохизма. А именно: нашим властям, оказывается, очень хочется повоевать в Грузии. Причём не для какой-нибудь полезной цели, а чтобы опять обгадиться на глазах изумлённой общественности. Преступное своё намерение воевать и убивать власти уже обозначили самым ясным образом: президент Путин публично заявил, что, оказывается, некоторые грузины хорошо относятся к России. Это чудовищное по провокационности заявление, очевидно, вызовет войну – ибо грузины, как известно, таких оскорблений не прощают. Впрочем, властям и того мало: они, власти, желают получить дополнительных плюх ещё и от чеченцев, для чего сознательно и целеустремлённо «пополняют число резервистов бандформирований разоренными и обозленными людьми». Из всё того же мазохизма они при подготовке к агрессии не озаботилась получением ханского ярлыка на право воевать соседа (то бишь не провели «дипломатической работы с США»). И весь этот безумный BSDM творится, очевидно, для того, чтобы Россию исключили из авторитетнейшего международного объединения, именуемого СНГ. Без экономической и политической поддержки которого страна, несомненно, погибнет (ведь мы держимся только лишь иждивением Украины и Азербайджана). И это будет почти так же страшно, как исключение СССР из Лиги Наций – что, как мы все помним, принесло советскому народу неслыханные страдания (несколько оттеняемые разве что мировой войной).
В качестве бонуса автор обнародовал долго хранимый им компромат на сановного антисемита Сергея Иванова, отчасти сходный с путинским словесным бесчинством. А именно - Иванов осмелился публично заявить, что евреи неплохо относятся друг к другу, и также неплохо к государству Израиль.
Всё это завораживает. Тем не менее, я таки рискну предположить, что наши власти (кои заслуживают порицания за многое и многое), всё-таки не так страшны, как воображается автору статьи. Ибо, в отличие от него, искренне верящего в иррациональную злобность нашего министра обороны, которого вот просто тянет побряцать оружием (ну, или свести советские ещё счёты лично с господином Шеварднадзе, других причин для войны автор не приводит), я склонен придерживаться более скучной, но более традиционной трактовки происходящего. А именно: конфликт с Грузией вызван вполне прозаическими причинами.
Наши власть предержащие, конечно, не являют собой образец умственного и нравственного совершенства. Но они всё-таки не монстры и не кретины. Они отдают себе отчёт в том, что Россия оказалась в ситуации, когда она вынуждена вести долгую и изнурительную войну с мятежным анклавом на своей территории. Эту войну они вовсе не хотят как-то специально разжигать или там длить её всем нам на горе. Напротив того, они хотят её выиграть. При этом они прекрасно понимают, что партизанские войны даже при самых благоприятных обстоятельствах могут длиться десятилетиями. При этом самое плохое, что только можно придумать – так это наличие у противника баз, находящихся вне досягаемости воюющего с ними государства. В Афганистане подобную роль играл Пакистан, на территорию которого Советский Союз не мог сунуться. Увы, Грузия решила немножко «поработать Пакистаном» для приятных ей чеченских полевых командиров. Неоднократные попытки решить этот вопрос путём просьб и увещеваний неизменно натыкались на железное «нэт, всё будэт как било» из уст батоно Эдуарда, который чеченцев боится и уважает (потому что они больно кусаются), а русских не боится и не уважает (потому что они этого не делают). Очень долго терпевшей такое положение дел России пришлось, скрепя сердце, признать, что грузины и дальше будут продолжать в том же духе, пока их не заставят (лаской и таской) хоть чуть-чуть уважать и российские интересы тоже.
При этом русские постоянно демонстрируют готовность отложить в сторону кнут в случае малейших подвижек с грузинской стороны. Именно так все разумные люди и понимают действия президента. Награждение чабана, равно как и слова о любви грузинского народа к России означают ровно то, что они означают: недвусмысленное заявление о том, что любые дружелюбные грузинские действия (в том числе и инициатива частных лиц) будут вознаграждаться. При этом, будем уж честными, значение данного сигнала совершенно не зависит от того, «был ли мальчик» (то есть пастух), и уж тем более по барабану, какой он был конкретно национальности (а Грузия вообще-то многонациональная страна). Важно, что он был «из Грузии». Просто-напросто Путин сказал грузинским жителям простую вещь: помогайте нам, и мы вам тоже как-нибудь пригодимся. Do ut des – «даю, чтобы ты дал». При этом от грузин не ждут ничего, несовместимого с «независимостью и территориальной целостностью». От них ждут, что они помогут нам разобраться с бандитами, которые и русским и грузинам изрядно надоели. И всё.
Далее. Причин всерьёз воевать с Грузией у России нет. Есть причины вторгаться на её территорию (ибо там прячутся чечены), бомбить её (по той же причине), давить на грузинские власти, чтобы они не слишком уж усердствовали в помощи и поддержке бандитов. Но воевать с Грузией России придётся только в том случае, если грузины прямо и откровенно встанут на защиту любимых гостей-чеченцев. Что является крайне нежелательным, да и маловероятным в общем-то вариантом развития событий.
Конечно, за этим давлением можно (при большом желании) увидеть какие-нибудь далеко идущие цели – ну, например, тайно снедающее русских желание лишить Грузию её «независимости». Поскольку автор поминал в своём тексте «финскую кампанию» и вообще всячески намекал на «то самое», придётся уделить некоторое внимание и этой теме.
Разумеется, для России было бы лучше всего, если бы никакой Грузии не было вообще. Потому что патологически враждебное России и русским людям государство на наших границах – это очень плохо. Однако Господь вряд ли вознесёт её на Луну, а потому придётся терпеть. Столь же очевидно, что слабая и зависимая от России Грузия устраивает Россию больше, чем Грузия сильная и наглая – ну или слабая, но зависимая от какого-нибудь нашего сильного врага (в связи с чем следует серьёзно подумать о том, выгодно ли нам сейчас серьёзное ослабление грузинской государственности). Можно погадать, что нам делать в случае распада этого вредного образования, над какими его частями можно было бы установить контроль и какого уровня должен быть этот контроль. Но вот уж что России точно не нужно, так это нападать на это закавказское чудо в перьях с целью «присоединить к себе».
Если посмотреть на реальную политику России в вопросах интеграции, мы увидим, что российские власти, вопреки всем обвинениям в «желании восстановить Союз» и «поработить народы», на самом-то деле меньше всего желают кого бы то ни было «порабощать». Причина проста: «народов всяких» у нас и без того хватает, и сомнительное удовольствие от округления земельных владений (не такое уж большое) с лихвой уравновешивается перспективой... даже не новой Чечни (об этом и думать тошно), а хотя бы даже нового варианта Татарстана. Тем более наши власть предержащие слышать не хотят ни о каком новом «Советском Союзе». Политика по отношению к Белоруссии показывает, что даже в случае явно выраженного и достаточно массового стремления «вернуться к прежнему», наши власть предержащие проявляют осторожность и подозрительность. Даже если «кусок сам лезет в рот», очень не хочется им отравиться. Что ж тогда говорить о Грузии, где русофобские настроения массовы, а антирусская и антироссийская истерия является государственной идеологией? Поэтому всё, о чём мечтают российские власти – так это чтобы гордое суверенное государство не очень мешало нам жить.
Всё это, однако, не очень укладывается в представления автора разбираемой статьи о политической жизни. По его мнению, всё дело именно в безумной злобе, питаемой к суверенной Грузии нашими властями и лично господином Ивановым. Потому что он вообще нехороший человек.
Для того, чтобы доказать этот тезис, Шушарин даже отклоняется от грузинской темы, чтобы обвинить Иванова в неполиткорректности – ибо последний имел неосторожность сказать, что «если израильский агент обращается за помощью к еврею, он по крайней мере может надеяться, что тот его не сдаст». По мнению бдительного автора, «в устах чиновника такого ранга это уже косвенное обвинение части граждан страны в потенциальной нелояльности, обусловленной их этническим происхождением». По моему скромному мнению, это – самая обычная правда, к тому же общеизвестная. Попробуйте только сказать, что Иванов солгал. При этом – последний штрих – он сказал это не абы когда, а в конкретной ситуации, в ответ на вполне внятный вопрос интервьюера: какие разведки мира Иванов считает самыми сильными. Не мог же профессионал просто назвать свой топ-список, не объясняя, почему именно туда входят именно эти спецслужбы, а не другие? Или ему надо было что-нибудь соврать, чтобы обойти столь деликатную тему? А почему, собственно? И, кстати, зачем надо было два года хранить газету с этим интервью (автор специально подчёркивает сей факт)? На какую же мозоль наступил господину Шушарину несчастный Иванов, чтобы вызвать такое к себе отношение?
Отдельной темой можно ввести «изгнание России из СНГ», каковое автор считает «вполне вероятной» - и, очевидно, страшной - перспективой. Однако же, СНГ в настоящее время есть орган урегулирования отношений между Россией и «новыми независимыми государствами». Иного смысла эта организация просто не имеет. Изгнать Россию из СНГ, не разрушив на хрен само СНГ – это всё равно, что отпилить у магнита один из полюсов. При этом все незалэжники и самостийники, которые хотят провернуть друг с другом какие-то дела, в которые Россию пускать не хотят, создают свои собственные организации, союзы и соглашения «промеж собой». Для чего им совершенно не нужно Россию изгонять – достаточно собраться за закрытыми дверьми, и её, постылую, туда не пустить. Безо всяких объяснений. «Всех делов-с». Точно так же Россия, лишившись СНГ, просто-напросто продолжит разговаривать с «бывшенькими» тет-а-тет (к чему она и без того склоняется). Это будет более хлопотно, но, возможно, более эффективно. Но в чём ужас-то подобной перспективы?
Можно ещё долго топтаться на предлагаемом тексте, но где-то надо остановиться. Скажу только, что я вовсе не подозреваю автора в идиотизме и слабоумии (в каковых он сам легко обвиняет всех, кого ни попадя). Я даже допускаю, что Шушарин писал «без гнева и пристрастия». Просто он верит в определённую картину мира. Нечто подобное имеет место быть в голове Валерии Ильиничны Новодворской или Сергея Адамовича Ковалёва. Это такой специальный мир, в котором придурковато-хищная Россия совершенно ни за что ни про что нападает на бедные маленькие народы, всё желание которых состоит в том, чтобы жить спокойно и russish frei. Она, вонючка, мечтает о «маленькой победоносной войне» неважно с кем. Она наваливается всей своей немытой тушей, чтобы только не пустить в Европу Грузию и Чечню. И вообще злодействует, как Бармалей.
Но доказывать подобное тем, кто видит иное, надо как минимум убедительнее. Чабанские награды, старая газета да журналистская удаль – недостаточные аргументы в деле.