Недавние, достаточно радикальные действия израильского премьера и явно ожидаемые попытки реванша со стороны палестинских камикадзе рождают и новую волну споров: что делать? как быть? есть ли выход вообще, пусть экстремальный, отдаленный, исторический? – от кровавой неопределенности все устали, и от мрачной томительности положения, кажется, не меньше, чем от крови.
Заметны два лагеря – разделение давнее, но по-прежнему существующее, вполне тривиальное, назовем их «кормильцами» и «стукачами» (в буквальном смысле этого слова).
«Кормильцы» - они же сердобольные гуманисты, ревнители экономического подхода к истории («Дурак! Все дело в экономике» - как заклинал в свое время перед выборами Клинтон). Их общее место – в том, что палестинскую автономию можно и нужно накормить, обеспечить работой, дать все формальные гражданские права, etc. Словом, враг сытый, по их мнению, бунтовать не пойдет. Подобная точка зрения в израильской политике уже побеждала, и мирный комфортный Барак уже строился равно для иудея, мусульманина, православного. Тем не менее, война продолжилась – то ли, как полагают одни, экстремисты из ХАМАСа шантажируют незлобивое палестинское население и убивают за неповиновение своих же, то ли, как считают другие, «им дали мало», и хлебов попросту не хватило. В любом случае, сколько не корми, а ООП все равно смотрит в лес.
Точка зрения «стукачей», напротив, торжествует сейчас, и вот уже Шарон в Газе размахнулся и стукнул – да так, что теперь уж точно стал первым и главным кандитатом на будущий Международный уголовный суд, в качестве подсудимого, разумеется. По мнению «стукачей», унимать приходится не страдания несчастного народа, но само изначальное зло, что кроется в шахидоруководящих шейхах и их приспешниках – и всякие права человека тут, как сказал бы Достоевский, «одно только лишнее дело». Добро бы усилия новейших «гитлеров» (прогрессивные газеты типа «Монд» любят дарить кого попало фюрерским званием) увенчались успехом – победителей не судят. Но все к тому, что на предпринятые Шароном против родственников боевиков действия те ответят новыми самовзрываниями, и жестокость окажется точно так же неэффективна, как и гуманность, да вдобавок еще и омерзительна, как и всякая чересчур наглядная сила.
«Стукачи» заходят в неминуемый тупик еще и потому, что если усилиям «миротворцев» в наши дни нет решительно никакого предела, то реализовывать наступательно-победительную тактику можно только в ограниченных, пусть уже и все равно варварских, рамках. Иными словами, бессмысленные «перемирия» можно проводить со сколько угодно большим количеством поцелуев, а вот испробовать единственную теоретически полезную силовую и аморальную методу Шарону никто не даст. Усмирять (гнусно и беспощадно, но – действительно усмирять) умел в цивилизованном мире, как известно, один товарищ Сталин – но погрузить все население автономии в вагоны и вывезти из Иордании на гостеприимный Таймыр etc. не выйдет. А разовая агрессия в духе «бульдозеры приехали – бульдозеры уехали» ничего не принесет. У каждого убитого спецслужбами шейха сыщется как минимум десять недружелюбных отчего-то детей…
Итак, какой же единственный выход, пусть и не укладывающийся в границы законного либерализма, но все-таки совместимый с моральными основаниями западной цивилизации, существует в связи с этой бесконечной войной?
Все хорошее в истории европейской толерантности было связано с Империями. Империя, имперская идея, имперская идентичность – вот то, что, в отличие от фальшивой политкорректности, может объединить действительно разных (этнически, религиозно) подданных. Как только империи рушатся – приходит самое страшное. Я имею в виду так называемое «национальное государство», идея которого так популярна теперь в России - маленькое, кичащееся собой, опасное, «пивное». Подобно тому, как в трамвае на место сильного дружелюбного джентльмена ростом два метра становится озлобленный мужчина - метр с кепкой, в истории Европы Австро-Венгерскую Империю Франца-Иосифа и Германскую Империю Бисмарка заменяют господин Гитлер. «Национальное государство», эта надежда петлюровцев всего мира, не дает никакого идеологического, метафорического, символического Права всяким «чужим», «иным», «другим» - и потому дает возможность для обманной борьбы между самим собой и «либералами», этими лже-врагами фашизма и национального экстремизма. В выборе между Всеевропейской Федерацией и «ультра» мы, европейцы, не должны выбирать никого – а лучше бы собраться в городе Трире и выбрать императора.
Ровно то же самое происходит и на Ближнем Востоке. До тех пор, пока Палестина была провинцией Британской Империи со сложным статусом, евреи и арабы могли жить в мире. Государство же Израиль, как классическое «национальное» государство одного народа и одной веры, никогда не даст палестинцам общей для них и евреев идентичности, общей символики, общих державных оснований (пусть и при полном различии реальной жизни каждой из общин). Оно всегда будет предоставлять им выбор между сытой клеткой и голодной войной, а выбирать из этой пары нормальному человеку нечего, это все равно, что выбирать из «сытой» Карлы дель Понте и «голодного» доктора Геббельса. Представить себе любые реформы в эту сторону в нынешнем Израиле невозможно – он создан был как еврейское государство и таким останется. Организация Освобождения Палестины также с трудом может быть заподозрена в разработке новых, единых мусульмано-иудейских государственных основ – если такими не считать крики «режь!», «жги!» и «бей!». Политика же США покамест основывается на попеременном «закрытии глаз» - госдепартамент то закрывает глаза на зверства Шарона и требует «смените Арафата, и все у вас получится», то отмахивается от очевидного терроризма и, словно бы издеваясь над жертвами иерусалимских терактов, настаивает на «свободной Палестине».
Реально помочь же может (хоть и в отдаленном будущем, но все же) только одно: взаимная ликвидация Израиля и Палестины как политических субъектов и обратный переход их под новую имперскую руку. Будет ли это Америка, окончательно ступившая на римский путь превращения президента в цезаря, Россия на будущем, после нынешнего провала, витке ее внешнеполитического подъема или какая-то третья сила, сказать сложно. Ясно одно – еврейскому и арабскому государствам, с их восточной ментальностью и восточной же агрессивностью, для спасения нужна верховная власть христианской цивилизации.
Общая для всех Палестина должна стать «провинцией» - иначе резня не прекратится.