GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

С чего начать реформу государственной бюрократии

В статье, предваряющей данную акцию, обозначены основные принципы, из которых необходимо исходить, задумываясь о реформе государственной службы.

Что же делать? С чего начать реформу?

Во-первых, думаю, что сам подход к определению государственной службы не соответствует реалиям современной России. Фактически государственная служба у нас обозначает огромную бюрократию, невнятно рассредоточенную по всем 89 субъектам страны и при этом наглухо защищенную действующим законом от какого бы то ни было вмешательства. Очевидно, что, раздувая штаты до невозможности, политическая власть 90-х фактически поощряла существовавшую ранее систему социального дотирования, страхуя тем самым себя от возможных неприятностей. Может быть, это было справедливо, но эта ситуация уничтожила всякое уважение к государственной службе, а значит, и к самому государству.

Сегодня целесообразно перейти от государственной к федеральной службе. При этом к федеральной номенклатуре должна принадлежать только та часть государственного аппарата, которая призвана выполнять функции по поддержанию целостности и безопасности страны, единство правил экономического поведения на ее территории, равенства всех перед законом и осуществлять прямую волю власти во внутренней и внешней политике. Все остальное должно быть в ведении властей региональных. Региональная номенклатура, включая, разумеется, и правительство столицы, не должна никоим образом относиться к государственному аппарату. Это касается и органов внутренних дел, большая часть которых не выполняет функций федеральной службы, а значит, и не должна относиться к ее номенклатуре.

Вторым важнейшим шагом на пути формирования новой номенклатуры должно быть резкое «отделение» федеральной службы от всей остальной бюрократии. Речь, естественно, идет в первую очередь о материальном вознаграждении. В противном случае сам термин федеральная служба так и останется единственным отличием чиновника Минфина России от чиновника Минфина Саратовской области.

Сейчас многие говорят о том, что государственная служба лежит чрезмерным бременем на бюджете страны. Отчасти это верно, поэтому и не должно быть государственной службы в ее нынешнем понимании. Думаю, что если руководителя федерального ведомства наделить более широкими бюджетными полномочиями, а именно - самому соотносить те задачи, которые перед ним стоят, с тем количеством сотрудников, которые ему нужны, и тем бюджетом, который у него есть, то проблему кратного повышения жалования федеральным служащим можно решить. Сейчас пока действует абсолютно советский принцип, согласно которому, при сокращении своих штатов министр, пропорционально этому, лишается и бюджетного финансирования. А значит, сохраняется система поддержки государством «теневой безработицы». Ведь никто не сомневается, что зарплата в 3000 рублей чиновнику с невнятными функциями - это и есть типичное пособие по безработице. А если этот чиновник наделен еще и разрешительными функциями, то будьте уверены – свое он доберет.

При сохранении за федеральной номенклатурой только лишь ее прямых функций, при сокращении самих ведомств в 1.5 раза вполне реально ликвидировать всю эту систему теневого дотирования и платить федеральным чиновникам сумму, эквивалентную 1000 американских долларов на низших должностях. Для чиновников, занимающих высшие должности, сумма ежемесячного вознаграждения должна составлять 8000 – 10000 тысяч долларов.

В то же время, для бюрократии любой страны мира ежемесячное вознаграждение является не самым главным мотивом, важнее его – социальный пакет, а прежде всего - пенсионное обеспечение и выходное пособие по итогам службы. Это основа основ. В зависимости от характера службы, выходное пособие для государственной номенклатуры в ряде стран доходит до 100 – 150 тыс. долларов для чиновников, так скажем, выше среднего в своей ведомственной иерархии. И это, естественно, сочетается с вполне пристойным пенсионным обеспечением. Очевидно, что достойная пенсия от федеральных властей и соответствующее выходное пособие – основной мотив для людей, в силу своего характера не выбирающих карьеру частного предпринимателя.

С другой стороны, возможность лишения серьезного выходного пособия и пенсии является важнейшим фактором, сдерживающим коррупцию. Предложение должно быть уж слишком привлекательным, чтобы рискнуть потерять ради него все свои деньги в старости. Собственно, в этом главный смысл выходного пособия, а потому механизм лишения вознаграждения и пенсии за должностное преступление также должен быть прозрачен и понятен каждому, заключающему контракт с федеральной властью.

К социальному пакету, безусловно, относят и медицинское обслуживание. Нет никакого смысла содержать разного рода ведомственные больницы и медицинские центры. Гораздо эффективнее предложить федеральному служащему единую систему льготного медицинского страхования.

Что же касается региональных чиновников, то их положение и система функционирования будет зависеть от местной власти. Сейчас госслужба воспринимается предельно абстрактно, и психологически любые проблемы с чиновником воспринимаются как сфера ответственности столь же абстрактного государства. В случае выделения федеральной службы ответственность за произвол чиновников из санэпидемстанции или паспортного стола будет лежать именно на местных руководителях.

То есть в итоге мы получаем систему, при которой ответственность оказывается ключевой и определяющей категорией для работы всего госаппарата. Ответственность чиновников, определяемая материальными и социальными стимулами (которые со временем дополнятся соответствующими корпоративными законами и кодексом чести своим ходом, без всяких специальных документов, вызывающих ныне только смех), и ответственность власти, определяемая разграничением полномочий.

19.08.2003
Андрей Поляков

Версия для печати
Обсудить

Все АкцииРеформа российского чиновничества


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги




Перейти
26.12.2007   
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов

21.12.2007   
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин

18.12.2007   
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский

14.12.2007   
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин

11.12.2007   
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов

07.12.2007   
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов

03.12.2007   
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов


Акции

Перейти
Спасти Россию от новой беды
Верховенство закона 1906 года
Всемирная Русь
Три армии для России
Реформа российского чиновничества

Автор: Андрей Поляков
Москва за нами
Как снять проклятие с милиции
Первые тройки для правых
Вернуть России вторую столицу
Другие выборы
Амнистия государства
Экономическая амнистия
Выборы-2004: наша позиция
Третий ребенок


Все материалы раздела
Губернаторские выборы следует запретить
Автор: Алексей Пантыкин
Мы имеем таких чиновников, каких достойны
Автор: Тарас Бондарь
С чего начать реформу государственной бюрократии
Автор: Андрей Поляков


Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера