Письмо читательницы GlobalRus в редакцию
Жители Петербурга с ужасом ожидают празднования 300-летия. Дачники мечтают уехать из осажденного города заранее, желательно в начале 20-х чисел мая, чтобы вернуться уже после 29-го. Иногородние гости, намеревавшиеся посетить наш город по личным делам, благоразумно переносят визит на более спокойные времена. Те, кому бежать не удастся, стараются спланировать свою жизнь в праздничные дни так, чтобы поменьше показываться в центре. И не дай Бог попасться на глаза ментам. Ходят упорные слухи, что для всех, похожих на «кавказские лица», тарифы взяток при проверке документов возрастут по крайней мере вдвое. Грызлов грозно пообещал, что не позволит экстремистам и антиглобалистам (!) сорвать праздник. Поскольку а) с определением экстремизма пока затрудняется даже российская Конституция и б) если Грызлов сказал, что экстремисты-антиглобалисты есть, то их не может не быть, делаем простой вывод: нам всем нужно готовиться к тому, что в плане по поимке экстремистов в какой-то момент недостанет именно меня или вот его. Кого именно, зависит от того, на кого первого (на меня или на него) падет в страшные дни конца мая алчущий взгляд милиционера в метро.
То, что в дни праздника проезд по городским улицам станет совершенно невозможным, даже не стоит лишнего упоминания. То здесь, то там ГБДД будет разгонять толпу в ожидании очередного правительственного кортежа. Центр города превратится в одну огромную пробку. Центральные переходы метро по свободе передвижения и дыхания сравнятся разве что с Ходынским полем (результат получен путем мысленного удваивания давки на аналогичных прошлогодних мероприятиях). Кафе и общественные туалеты будут доступны только после длительной осады и последующего штурма. Учитывая, что и в заурядный выходной пешее передвижение по Невскому может осуществляться только ровными шеренгами и степенной поступью, то в окаянные дни 300-летия центральная магистраль и вовсе превратится в сплошной кишащий головами поток. Попав в него, уже не вынырнешь – понесет до конца.
Свободных на конец мая мест в гостиницах не существовало уже полгода назад. Комитет по проведению юбилейных торжеств с детской наивностью предлагает горожанам задарма брать гостей 300-летия к себе на квартиры: «возможно, Вам интересно приобрести новых друзей». Цены на аренду жилья уже готовятся переплюнуть московские. Власти цинично предупредили авиакомпании, что аэропорт, возможно, в дни торжеств будет работать только на прием «спецрейсов». В том смысле, что с забронированными билетами разбирайтесь, как хотите.
И лозунг «Праздник – будет!», перетянувший центральные улицы, висит над головами прохожих, как приговор. Да, надежд избежать грандиозного спектакля с самим собой в роли массовки у народа нет никаких: слишком велика ставка режиссеров. 300-летие стало главной ареной пиар-борьбы между федеральным центром и местной властью. Первые обвиняют губернатора Яковлева в плохой подготовке к столь важному событию, беспрестанно показывая по центральным телеканалам виды разбитых дорог и унылые лица горожан. Унылы они, разумеется, лишь потому, что скверный губернатор не сможет обеспечить им достойного 300-летия. Подвластные Яковлеву СМИ, напротив, демонстрируют кипучую работу по всевозможному ремонту и этих же горожан, но уже со счастливыми лицами. Ибо они знают, какой славный праздник готовит им губернатор. Пиар и тех, и других отдает совковой топорностью. Политтехнологам даже не приходит в голову, что праздник 300-летия может и не быть единственным предметом чаяний и надежд горожан. А наоборот, может быть чем-то прямо противоположным. Все это походит на провальную кампанию экс-пиарщицы Пентагона Шарлотт Бирс, вздумавшей разжалобить американцев кадрами захвата иракцами Кувейта, а арабам, в качестве страшного преступления Саддама, выставить его связь с «Аль-Кайедой». Между тем, РТР или ОРТ могли бы разбить Яковлева наголову, если бы додумались как следует разработать тему несчастных горожан, которых Яковлев держит в заложниках 300-летия и своего имиджа. Но увы – пиарщики, кормящиеся у крупных заказчиков, стали слишком далеки от народа, чтобы чувствовать его истинные потребности. Такое ощущение, что сами они, передвигающиеся по городу исключительно в авто с тонированными стеклами, черпают информацию о народе из тех же СМИ. Пиарщики Кремля смотрят яковлевское телевидение и решают, что горожане чрезвычайно озабочены: «как бы нам не ударить в грязь лицом перед гостями юбилея!». И сочиняют гениальную концепцию: «С Яковлевым – ударите!». Власть, которая по-прежнему представляет народ ликующей толпой, проходящей под стенами Мавзолея, вряд ли сможет эффективно господствовать над умами. Если дальше дело пойдет в том же духе, то лет через пять новостные программы окончательно вернутся в формат «Времени» образца 70-х гг. От пышных «юбилеев» мы, конечно, тогда уж никуда не денемся. Но послушай-ка, власть, ты помнишь: чем это все кончается?