GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Партия, которой не будет

Правые публицисты в предвыборном лесу

На фоне безрадостного олигархическо-бюрократического старта предвыборной кампании-2003, пожалуй, лишь одна тема будоражит умы околополитической и околобизнесовой элиты и вызывает живое чувство. Люди, давно привыкшие говорить о политике исключительно в тоне цинической технологичности и сугубого прагматизма, преображаются и обретают былой блеск в глазах, когда дело заходит о несостоятельности СПС как правой партии, как партии прогресса капиталистической России. Ожесточенные инвективы, яркие сравнения и почти личная уязвленность. О, сколько таких разговоров пришлось выслушать, во скольких довелось поучаствовать! Умение оттоптаться на этом месте, само по себе, есть ныне правило вкуса, род визитки, удостоверяющей интеллектуальную и капиталистическую зрелость. Нас, мол, не проведешь, как раньше, на мякине добрых намерений и высоких слов.

Говорят, один политтехнолог всерьез обсуждал тему создания настоящей правой партии на месте СПС, а не получив контракта, поступил на службу в «Единство» с конкретной задачей мочить СПС и откалывать от нее правый электорат в пользу кремлевского симулякра. И не надо технолога демонизировать: околополитическая и журналистская интеллектуальная тусовка в большинстве своем, страстно обругав нынешних псевдо-правых в прелюдии избирательной кампании, после сего уже с чистой совестью и свободными руками вышла на рынок предвыборных бюджетов. Раз Бога нет, то все можно.

Песни невинности и песни опыта

Августовский кризис 98го в значительной степени был воспринят и как кризис западнического либерал-реформизма 90х, ассоциированного с партией Гайдара-Чубайса. Хотя, по сути, диффузия просвещенного общественного мнения началась гораздо раньше. Как это часто бывает, по мере того, как опасность прямого коммунистического реванша отступала, наличная жизнь все более представала жертвой реванша ползучего. За рубежом очередной окончательной победы над коммунистической контрреволюцией, провозглашенной Чубайсом, обнаруживалось не царство развитого капитализма, а все та же многоукладная, раздерганная страна – феодально-олигархическая наверху, бандитско-блатная в середине и отстало-социалистическая внизу.

После кризиса-98 наступление на либерально-реформистскую доктрину шло сразу по нескольким направлениям: под сомнение были поставлены реформизм как социальная технология, западничество как ценностная ориентация и либерализация как реальное завоевание партии первых российских рыночников. Монополия этой партии на прогрессизм была серьезно поколеблена.

Идеалы реформизма были атакованы прежде всего крупным бизнесом, предложившим вместо политических лозунгов и политической мобилизации a la Чубайс прагматичные бизнес-технологии. Для того, чтобы обеспечить интересы капитала, не нужно реформировать социальную и политическую систему. Гораздо прагматичнее решать конкретные проблемы инфраструктуры конкретного бизнеса - давать взятки, покупать чиновников, содержать охрану. Не нужно бороться с влиянием коммунистов в обществе, можно просто купить коммунистическую фракцию в Думе. Не надо писать и проталкивать новые законы, можно устанавливать рыночные таксы на неисполнение существующих.

На политическом олимпе торжество новой доктрины знаменовалось трансформацией чубайсовской президентской администрации в юмашевскую, а затем - в волошинскую. Однако речь шла не только о клановой и аппаратной смене вех, но о глубоком и массовом разочаровании в реформистском западническом идеале «рынка». Разочаровании в рационалистической концепции, предполагавшей, что внедрение рыночных институций приведет к соответствующей перестройке социальных отношений и формированию нового социального договора. Доктрина либерал-реформизма описывала условия построения просвещенного капитализма, новая доктрина исходила из опыта выживания и экспансии бизнеса в условиях переходной и многоукладной экономики и считала первую порождением интеллигентского прекраснодушия, наивного западничества или талантливо замаскированной корысти.

Блеск и нищета правой идеи

Что в высшей степени характерно для русских идейных баталий, это чрезвычайная витальность дискурса и талантливое сомыслие во всем, что касается обругивания оппонента и линчевания «виновного». В Дискуссии Полит.ру конца 1998-1999 г. многие страницы были исписаны инвективами в адрес гайдаро-чубайсов, объявленных причиною наших неудач. Талантливый националист-почвенник М.Б и глубокий русский либертарианец Б.Л. на лету подхватывали мысль друг друга, разворачивая филиппики в адрес псевдо либералов-западников. Однако было вполне очевидно, что за пределами этого разоблачительного сочувствия им не удастся уже договориться практически ни о чем.

Пафос и страсть, с которой заблуждения либерального реформизма разбирались в 99м, предвещали формирование нового тренда. Он, собственно говоря, и состоялся. «Правыми» стали вдруг все. Президент Путин. Кириенко и Хакамада. Олигархи и бизнесмены средней руки. Лично - специалист по Ближнему Востоку и политический тяжеловес Евгений Примаков. И еще десятки невыразительных однотипных мужчин в пиджаках, заполнивших думские коридоры и телеэкраны. При этом одни подразумевали под «правым» реванш за поражение в Чечне. Другие – отказ от пресловутого «западничества». Третьи – симфонию крупного бизнеса и государства. Четвертые – промышленную политику и протекционизм. Всех объединяла, пожалуй, любовь к понятию «национальные интересы». Которые тоже все понимали по-разному, но за которыми стояло все же некое новое общее сознание. В самом общем виде можно, кажется, сказать, что «правая» идея подразумевала отказ от западнического идеала «рыночной экономики», как некой социальной утопии; рынок представал теперь скорее способом обеспечения «национальных интересов», механизмом борьбы за место под солнцем, а на роль чудесного помощника в этой борьбе вместо образа «рыночных свобод» (как то было у либералов-западников) пришел образ «эффективного, сильного государства».

Надо признать, что после кризиса-98 поражение либерального западничества и победа лево-патерналистской модели (Лужков-Примаков) выглядели почти неизбежными, и именно «правый тренд», со всей его пафосной невнятицей и эмоциональной убедительностью, спас Россию от такого сценария. Но столь же очевидно и другое: за прошедшие четыре года на этой площадке не удалось создать никакой более-менее состоятельной и определенной идейной платформы, не говоря уже - об организационной. Если не считать, конечно, за таковые невнятное бормотание про центризм-консерватизм постоянно меняющихся вследствие чиновных интриг спикеров «Единства». Выяснилось, что об утопию «эффективного государства» зубы ломаются ничуть не меньше, чем об утопию «эффективного рынка».

Реформаторы и консерваторы

Постельцинская Россия – это Россия, политическое пространство которой больше не структурируется противостоянием правого реформизма и левого реваншизма. Это обстоятельство, в сущности, нанесло весьма серьезной удар по позициям либерал-реформаторов. Однако, не меньший - и по взыскующим - «настоящей правой партии». В путинской России «правое» стало мейнстримом, жевачкой бюрократического официоза. Правый путинский фланг растянулся сегодня от играющих желваками националистов, ждущих от Путина, когда же он, наконец, разделается с компрадорской буржуазией, до самой этой буржуазии, ожидающей от Путина легализации своих прав собственности и подтверждения статус-кво. Этот бесконечный фланг вытянулся и застыл в замешательстве собственных надежд и ожиданий. В России в обозримом будущем не будет общей для всех, настоящей правой партии. В России уже есть, как минимум, две правые партии – право-либеральная (СПС) и право-бюрократическая («Единая Россия»). Яростное обличение руководства СПС и мечтание о создании на его месте настоящей правой партии, по сути дела, лишь способ топтания на месте и мистифицирования проблемы. Все, мол, неурядицы - от Хакамады или Гозмана.

Гораздо продуктивнее, несомненно, призыв Максима Юрьевича Соколова размежеваться на право-либералов и право-консерваторов. Либералы – это те, которые все так же видят корень проблем в недостроенности формальной рыночной инфраструктуры. Консерваторы, напротив, видят его в жестком противостоянии либеральных идеалов и национальной привычки, а выход - в разумной стабилизации социального уклада и формулировании целей, которые могли бы стать почвой нового общественного согласия и движения вперед. Либерал-реформаторы предпочитают говорить о «создании предпосылок и инфраструктуры устойчивого роста». Консерваторы – о «точках или локомотивах роста», способных постепенно вытягивать за собой всю экономику, улучшая ее инфраструктуру в соответствии с реальными задачами и возможностями, а не абстрактными моделями.

Кажется, в сегодняшней России нет более важной и продуктивной дискуссии, чем эта. И от того, как и в каком тоне она пойдет, будет многое зависеть. Первый приступ, скорее всего, будет традиционный публицистическо-интеллигентский: много ярких плевков и загогулин, на примере внешнего вида и морального облика оппонента ясно доказывающих несостоятельность и неискренность его убеждений. Второго приступа, в принципе, может и вовсе не быть.

Еще сложнее с перспективами организационного размежевания. Одним оно грозит дальнейшей маргинализацией, другим – быть удушенными в объятиях правого мейнстрима и бессчетной армии любителей побыть хоть сколько-то времени «точками» и «локомотивами». Было бы чрезвычайно заманчиво видеть учредительный съезд право-консервативной партии, но есть большое опасение узреть в президиуме не известно как в последний момент попавшего туда Никиту Михалкова, который предложит для начала прослушать гимн союза право-консерваторов, накануне сочиненный его папой («Союз-не-рушимый…» - и далее с приличными переделками).

Вполне достижимым организационным эффектом размежевания настоящих правых либералов и истинных правых консерваторов представляется сегодня, пожалуй, договоренность о том, что последние будут посещать исключительно «Петрович» и другие заведения закрытого типа, в то время как первые, к примеру, «Пироги» и прочие открытые ресторации. Впрочем, и он вряд ли достижим – надо же где-то публично переплевываться. А делать это с функционерами «Единства» - нет никакого кайфа. Они публицистику не читают.

08.04.2003
Кирилл Рогов

Версия для печати
Обсудить

Все АкцииДругие выборы


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги




Перейти
26.12.2007   
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов

21.12.2007   
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин

18.12.2007   
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский

14.12.2007   
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин

11.12.2007   
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов

07.12.2007   
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов

03.12.2007   
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов


Акции

Перейти
Спасти Россию от новой беды
Верховенство закона 1906 года
Всемирная Русь
Три армии для России
Реформа российского чиновничества
Москва за нами
Как снять проклятие с милиции
Первые тройки для правых
Вернуть России вторую столицу
Другие выборы

Автор: Кирилл Рогов
Амнистия государства
Экономическая амнистия
Выборы-2004: наша позиция
Третий ребенок


Все материалы раздела
О бедной Госдуме замолвите слово
В защиту российского законодателя
Автор: Алина Мангутова
Партия, которой не будет
Правые публицисты в предвыборном лесу
Автор: Кирилл Рогов
Голосовать за идеи, а не за партии
Автор: Алексей Чадаев


Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера