За последние месяцы проблема реформы российской армии обсуждена, кажется, уже со всех возможных сторон. Один важный аспект проблемы, однако, оказался безнадежно упущен. Любой вариант успешного решения армейского вопроса, будь это призывная армия или профессиональная (сразу оговорюсь, что являюсь 100% сторонником отказа от призыва и стыдливых обманов типа “альтернативной службы”), требует наличия в обществе людей, готовых с оружием в руках защищать хотя бы какие-то ценности.
Все варианты (кроме совсем уж человеконенавистнических представлений о солдатах как бессмысленном пушечном мясе, в современной войне неактуальных) предполагают существование тех, из кого должен формироваться обученный резерв (ополчение, “милиция”, национальная гвардия). Как обеспечить существование таких людей?
Как известно, советская система резерва строилась на тотальном военном учете и, формально сохранившись сегодня, реально выродилась в пустую имитацию. Даже если удается призвать “партизан” на сборы, ни о какой реальной военной подготовке речи не идет, и, вероятно, идти уже не может. Только очень наивный человек может считать, что советскую систему можно возродить.
Тем не менее, существует рецепт, который позволяет надеяться на некоторое увеличение в обществе людей, согласных пожертвовать частью своего времени на военную подготовку. Это - владение личным оружием.
Уверенность человека в способности защитить себя и членов своей семьи, а в юношеском возрасте - пример отца, имеют естественное продолжение в готовности защищать Родину. Распространение в обществе культуры владения оружием позволяет армии сократить время и затраты на подготовку солдат, а также создать национальную гвардию из лиц, которые будут действительно находиться в боеспособном резерве, а не просто числиться на воинском учете.
Личное владение оружием широко распространено именно в странах высочайшего патриотизма, таких, как США, Израиль, Швейцария. Следует отметить, что в этих странах владение оружием так или иначе связано с армейской службой или ополчением. Так, знаменитая Вторая поправка к Конституции США устанавливает, что право граждан на владение и ношение оружия не должно ограничиваться именно потому, что “основательно устроенное ополчение”[1] необходимо для безопасности свободной страны.
Возрождение в российском обществе традиций владения оружием, пропаганда обучения стрельбе и занятия военными видами спорта может помочь переломить существующее негативное отношение к армии и со временем упростить набор военнослужащих в формирующиеся контрактные части. Более того, результаты такой пропаганды окажутся полезными для армии даже в случае сохранения призыва.
Разумеется, глупо было бы говорить, что владение пусть даже крупнокалиберным пулеметом способно заменить подготовку танкиста или моряка. Однако это именно та ниточка, потянув за которую мы можем надеяться вытащить всю ситуацию: если военные сборы превратятся в возможность отработать навыки обеспечения личной безопасности, дополненные обучением современным видам оружия, они будут восприниматься так же, как сейчас VIP-сборы для депутатов. Следует понимать, что чем больше свободы выбора будет предоставлено и чем больше льгот служба в национальной гвардии будет давать, тем больше возникнет желающих. Право хранить дома автомат и так дорогого стоит в наши неспокойные времена, а если это право требует всего лишь пройти двухнедельные сборы в удобное время года (с поправкой на возможности сборных пунктов, конечно), то такая служба окажется весьма привлекательной.
Хотя бы поэтому представляется несомненным, что, если мы действительно хотим, чтобы у России была сильная, способная защитить ее армия, мы должны добиваться не просто разрешения, а поощрения владения оружием со стороны государства. Военное ведомство прямо заинтересовано в пропаганде вооружения граждан и даже в создании культа владения оружием. В конце концов, в СССР существовала развитая система ДОСААФ.
Поскольку даже некоторые уважаемые участники дискуссии об армейской реформе демонстрируют весьма поверхностное знание вопроса об оружии, мне придется дополнить статью кратким разбором аргументов “против”. Итак:
1. Владение оружием приведет к росту преступности, преступникам будет проще добывать оружие.
Неверно. Легальное оружие, по статистике стран, в которых оно разрешено, практически никогда не используется для криминальных действий. Преступник может сегодня без особых проблем приобрести себе пистолет практически в любом городе мира. Из-за огромного масштаба утечек из армейских арсеналов и “горячих точек” бывшего СССР нелегальное оружие в России настолько дешево, что добавление некоторого небольшого количества украденного легального оружия совершенно не изменит ситуации.
Более того, легальное оружие - никто ведь не предлагает сбывать его с лотков на рынках - перед продажей регистрируется, отстреливается, с пули и гильзы снимаются “отпечатки пальцев”. Использовать такое оружие, даже украденное, для совершения преступлений небезопасно, т.к. повышает вероятность раскрытия.
Интересно рассмотреть обратную ситуацию: вот пример города, в котором владение оружием обязательно - Кеннесо.
2. Владение оружием приведет к стрельбе на улицах, расстрелам в школах и т.п.
Для начала стоит сказать, что любители этого аргумента просто не знают, о чем говорят. В настоящее время в России можно без особых проблем купить карабин или помповое ружье. Это оружие крайне неудобно для самообороны, т.к. его невозможно скрытно носить при себе, зато весьма эффективно для стрельбы на улицах или расстрела обидчиков. Много ли инцидентов с таким оружием можно припомнить? Отдельные случаи удачного расстрела воров и, кажется, все.
Более того, у России есть соседи, в которых владение короткоствольным оружием давно уже легально. Это - Эстония и Молдавия. Данных о стрельбе на улицах из Кишинева не поступает, видимо, потому, что тамошние жители уже перебили друг друга.
Школьные расстрелы - это специфическая болезнь Соединенных Штатов Америки, она связана, в первую очередь, с жесточайшей обязательностью американской школы. Публичная школа в системе “большого” социального государства является не столько образовательным учреждением, сколько местом для хранения детей и защитным механизмом, выстроенным профсоюзами для предотвращения раннего выхода молодых конкурентов на рынок труда. В России, слава Богу, ничего подобного на сегодня не наблюдается, у нас совершенно другие проблемы.
3. Пьяным русским нельзя давать в руки оружие.
Приходилось даже читать, что русские отличаются от тех же молдаван тем, что пьют настолько много, что им уж точно давать в руки оружие нельзя.
Я не буду подробно разбирать эту аргументацию за ее очевидной глупостью, скажу только, что представить себе алкоголика, который не пропил ни денег, ни собственного пистолета, а пошел из него стрелять кошек и почтальонов, как-то не получается.
4. Для того, чтобы защищать граждан, существует Наша Доблестная Милиция.
Даже если мы отбросим как придуманные клеветниками все истории о наряде милиции, спокойно проезжающем мимо насилуемых и ограбляемых, придется признать, что в нужном месте милиционер оказывается крайне редко. Преступники относятся к милиции даже с большим уважением, чем люди, выдвигающие этот тезис - они обыкновенно стараются обделывать свои делишки в ее, милиции, отсутствие. Много ли радости человеку, подвергшемуся нападению и унижению, от того, что бандитов потом ,может быть, поймают?
5. Оружие - это пережиток дикости, средство убийства, вещь изначально грязная.
Такова широко распространенная лживо-интеллигентская позиция, замешанная на псевдохристианском мировоззрении, которое его носителям представляется гуманизмом. На самом деле это совсем не гуманизм, а лево-утопическое мышление, прогрессистская линия платоновского “Государства”, “Города Солнца” Кампанеллы и “Манифеста” Маркса. Следующие ей люди, утверждая, что всю безопасность граждан должно взять на себя государство, солидаризируются не только с “зелеными”, парижскими интеллектуалами и прочими милыми озорниками, но и с убийцами России образца 1917 года.
Это проявление вовсе не “прогрессивных взглядов”, это “комплекс диктатора”, фараона, древнейшие пережитки человеческого сознания, считающего, что “двуногих тварей миллионы для нас орудие одно”. Никаких оснований полагать, что кто-то может обеспечить повседневную безопасность человека лучше него самого, пока не имеется. Речь на самом деле идет о том, что вооруженные граждане представляются опасными тем, кто желает ими управлять.
Готовность и способность защитить себя являются не только правом, но и обязанностью гражданина. Подробное и эмоциональное изложение этого тезиса читатель может найти в замечательной статье “Общество трусов” Джеффри Р. Снайдера.