Владимир Путин сделал заявление, по уровню реального либерализма не уступающее манифесту другого руководителя России, Николая Романова, выпущенному в начале прошлого века. Призыв возвратить часть капиталов в Россию с одновременной легализацией всей массы вывезенных капиталов никак не менее серьезен, чем статьи царского манифеста о свободе слова, печати и собраний. Тем более, что оценка последних в современной России уже не вызывает серьезных разногласий. Так что заявление достаточно серьезное, даже если учитывать, что сделано оно именно в то время, когда международные организации, призванные противодействовать отмыванию грязных денег, принимают решение об исключении России из неприятного списка государств, где таковое противодействие оказывается совершенно недостаточно. Далее президент пояснил, что его предложение продиктовано, кроме всего прочего, еще и заботой о владельцах зарубежных счетов. В том смысле, что скоро все оффшорные финансовые прачечные будут прикрыты, и их клиенты «замучаются пыль глотать» бегать по судам свои счета размораживать. Отметим попутно, что в туалет типа сортир эти граждане все же смогут ходить без опаски, а также поздравим президентских консультантов с очередной стилистической находкой, поскольку реальный синоним слова «замучаются» известен всей стране. Конечно, тематическая версия известной песни «не смеют крылья черные над родиной летать поля ее оффшорные не смеет враг топтать» перестанет звучать не сразу. Это предостережение российского руководителя на перспективу, пусть, возможно, и весьма недалекую. Сегодня это скорее сигнал международным организациям о том, что Россия готова последовательно сотрудничать с ними в борьбе с финансированием террористических организаций и с отмыванием грязных денег. В последнем случае есть, правда, небольшой нюанс – средства, зачисленные на оффшорные счета, как правило, обязательно проходят через промежуточное перечисление и там оказываются как вполне чистые. Так что их «немытость» надо еще доказать, и не в российском суде, а в западном. Объяснять, в чем разница, не станем, чтобы не расстраиваться. Да и сама западная экономика не прочь использовать эти деньги. Так что пара-другая дней на размышление по поводу экономического совета, который дал им Владимир Путин, у владельцев оффшорных счетов еще есть.
Тем не менее, реальный возврат капиталов в Россию, если, конечно, таковой состоится, будет означать не только серьезный инвестиционный прорыв, но и вполне обоснованную надежду на то, что серьезного отъема денег, а значит и силового передела собственности в России действительно не будет. Тем более ей и так в области борьбы за собственность, криминальных разборок и нацистских выходок пока всего хватает.
В настоящее время рассматривается вариант легализации капиталов, который хорош уже по названию, поскольку термин «легализация», в отличие от налоговой амнистии, не является признанием преступления. По этому варианту от всего объема средств, расположенных на заграничных счетах сознательный российский гражданин должен будет заплатить 13 процентов подоходного налога, при этом четверть средств размещаются в российском банке, а остальные, по желанию, могут оставаться на зарубежном счете. И все это вполне нормально и, возможно, правильно. Но главное здесь даже не механизм, а вопрос гарантий и доверия к этим гарантиям.
Разумеется, всем известно, что капитал, как и человек, ищет где лучше, и сам туда где лучше направляется. В это представление входит не только норма прибыли с вложенных средств, но и гарантия прав собственности, и законодательное ограничение вмешательства местных властей, и социально-политическая обстановка в регионе реализации инвестиционного проекта, и так далее. С этой точки зрения капитал, что называется, «на понт не возьмешь». И потенциальные российские инвесторы, возможно, хотели бы знать вначале, как обстоят дела с легализацией не заграничных средств, а тех, которые пока еще не вывезены. Речь идет о великом и бессмысленном, но по-прежнему действующем в России законе о контроле над расходами. По которому, чтобы купить квартиру или хорошую машину, покупателю надо будет рассказывать про бабушкины бриллианты или сбор средств соседями по дачным участкам, или прибегать к более изощренным схемам. И пока такой закон существует, владельцев вкладов навряд ли вдохновит идея репатриации капитала. Придется пока рисковать наглотаться пыли.
Источник: iUkraine.ru